Ту-22М3

Работы над проектом дальнего ракетоносца "145" (Ту-22КМ, "ЮМ", "АМ", "45") в ОКБ А.Н.Туполева начались в 1965 году в инициативном порядке. Главным конструктором по самолёту был назначен Д.С.Марков (в 1992 году его сменил Б.Е.Леванович). Постановление СМ СССР по самолёту (№1098-378) появилось только 28 ноября 1967 года. Поскольку проектирование шло на "полулегальном" основании, тема на всех уровнях декларировалась как глубокая модернизация Ту-22К. В ходе работы было создано несколько промежуточных проектов. При этом конструкция самолёта всё дальше отходила от Ту-22 и в конце концов Ту-22М превратился в совершенно новую машину (от Ту-22 сохранился только бомбоотсек).

Разработка аэродинамической компоновки велась совместно с ЦАГИ. Первоначально за основу был взят проект самолёта "106Б". В качестве силовой установки было решено использовать 2 ДТРД НК-6 (позже НК-144), установленных над хвостовой частью фюзеляжа. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик применили крыло изменяемой стреловидности. Основной модификацией должен был стать ударный самолёт "145К". Предусматривались также разведчик "145Р", постановщик помех "145П" и противолодочный. В конце 1965 года проект был переработан с целью устранения недостатков, присущих семейству Ту-22. Мотогондола была поднята выше над фюзеляжем, изменена форма киля и стабилизатора, перекомпонована кабина экипажа. Из всех вариантов остался только ракетоносец (при этом отказались от бомбардировочного оборудования). В 1967 году по настоянию ЦАГИ (были проведёны соответствующие исследования) двигатели перенесли в хвостовую часть фюзеляжа. При этом воздухозаборники стали располагаться по бокам фюзеляжа, изменилась компоновка фюзеляжа (в частности размещение топливных баков), крыло опущено и самолёт стал среднепланом. Воздухозаборники первоначально оснащались полуконусами по типу Ту-128, но позже от них отказались. Так как предполагалось значительное увеличение дальности, в состав экипажа ввели второго пилота.

В октябре-ноябре 1967 года была проведена макетная комиссия по Ту-22М. По её результатам и материалам эскизного проекта на Казанском авиазаводе началось изготовление малой серии Ту-22М0. Первый прототип был готов к августу 1969 года. 30 августа он впервые поднялся в воздух (экипаж лётчика-испытателя В.П.Борисова). Первые 5 Ту-22М0 поступили в Рязанский ЦБП и ПЛС Дальней авиации для подготовки экипажей и наземного персонала. Одновременно в ОКБ начались работы по дальнейшей модернизации. Была усилена конструкция планёра и одновременно за счёт перкомпоновки снижена его масса на 3 т, улучшена аэродинамика отдельных частей, доработаны воздухозаборники, увеличен размах крыла. В 1971 году в Казани была выпущена серия из 9 самолётов под обозначением Ту-22М1. 5 из них поступили в Центр боевой подготовки морской авиации. Следующим этапом была установка на самолёте более мощных двигателей НК-22. Одновременно была улучшена аэродинамика, обновлён состав вооружения. В таком виде самолёт весной 1973 года был запущен в массовое производство под обозначением Ту-22М2. В апреле 1974 года первые 4 самолёта поступили в Рязанский ЦБП и ПЛС. В том же году Ту-22М2 стал поступать в части Дальней авиации и авиации ВМФ. Принят на вооружение в 1976 году. Впервые продемонстрирован публике в 1992 году на аэрокосмическом салоне в Фарнборо (Великобритания).

Ту-22М построен по аэродинамической схеме свободнонесущего среднеплана со крылом изменяемой стреловидности. Стреловидность крыла изменяется плавно от 20° до 60° (на Ту-22М3 - до 65°) с фиксацией в любом промежуточном положении. Механизация крыла состоит из предкрылков вдоль всей передней кромки, элевонов и трёхсекционных щелевых закрылков, перед которыми установлены трёхсекционные интерцепторы. Фюзеляж типа полумонокок. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ДТРДФ НК-22 (на самолётах первых серий НК-144-22, на Ту-22М3 - НК-25). Воздухозаборники с вертикальным клином (на Ту-22М3 - с горизонтальным) расположены по бокам фюзеляжа. Запас топлива размещается в интегральных баках в средней части фюзеляжа. В хвостовой части имеются узлы подвески 2 стартовых твердотопливных ускорителей. Кабина экипажа оборудована катапультными креслами КТ-1 (катапультирование производится вверх), за кабиной в специальном отсеке размещён надувной спасательный плот. В носовой части установлена РЛС большой мощности ПНА. Первоначально самолёты оснащались оборудованием дозаправки топливом в полёте (демонтировано по договору ОСВ-2). В состав вооружения входят ракеты Х-15 (до 10), Х-22М (до 3), свободнопадающие бомбы (в т.ч. ядерные) калибром до 9000 кг (на Ту-22М3 - до 3000 кг). Бомбовая нагрузка может размещаться в бомботсеке (до 12 т) или на внешней подвеске. Оборонительное вооружение состоит кормовой пушечной установки с двумя (на Ту-22М3 - одной) пушками ГШ-23 с радиолокационным и телевизионным управлением.

Из строевых частей первым Ту-22М получил 185 гв.тбап в Полтаве. В течение 70-80-х годов на Ту-22М2 и Ту-22М3 перешли 15 полков ДА и авиации ВМФ. В составе Дальней авиации самолёты Ту-22М принимали участие в боевых действиях в Афганистане (в 1984 и 1988-1989 годах) и Чечне (1994-1995). К настоящему времени самолёт аналогов в мире не имеет.

Всего изготовлено 497 самолётов Ту-22М всех модификаций. На 1990 год в европейской части СССР (Россия, Украина, Белоруссия и Эстония) базировалось 257 самолётов Ту-22М. Ещё 60 самолётов находилось в азиатской части. После распада СССР парк Ту-22М был поделен между Россией и Украиной (2 полка из Белоруссии и 1 из Эстонии были выведены в Россию). По состоянию на 2018 год в строю остаются 62 самолёта Ту-22М3. Один Ту-22М0 экспонируется в музее ВВС в Монино, другой - в Киевском музее авиации. В АНТК им. А.Н.Туполева ведутся работы по дальнейшей модернизации самолёта.

Фотографии Ту-22М можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ту-22М0 ("45-00") - прототип. Отличался двигателями НК-144-22, отсутствием оборонительного вооружения. Мог нести 1 ракету Х-22М под фюзеляжем. В 1969-1971 годах изготовлено 10 самолётов. Первый полёт 30 августа 1969 года.
  • Ту-22ДП - дальний перехватчик (проект).
  • Ту-22М1 ("45-01") - доработанный. Отличался конструкцией планёра, крылом увеличенного на 1,5 м размаха, воздухозаборниками изменённой формы, 2 пушками ГШ-23 в кормовой установке. Разработан в 1970 году. В 1971 году изготовлено 9 самолётов.
  • Ту-22М2 ("45-02") - с двигателями НК-22. Мог нести до 3 ракет Х-22М или до 24 т бомб. В 1973-1983 годах изготовлена 211 самолётов. Принят на вооружение в 1976 году.
  • Ту-22М2-Е - опытный для испытаний двигателя НК-25. Переоборудован из Ту-22М2 в 1974 году.
  • Ту-22М3 ("45-03") - модернизированный. Отличался двигателями НК-25, усиленным крылом, воздухозаборниками с горизонтальным клином, удлинённой на 0,8 м носовой частью фюзеляжа с новой штангой топливозаправки, составом оборудования. Первый полёт 20 июня 1977 года. В 1978-1993 годах изготовлено 268 самолётов. Принят на вооружение в марте 1989 года.
  • Ту-22М3М - модернизированный. Разработан в 2012 году. Отличается составом БРЭО, может нести ракеты Х-32. Переоборудование производится на КАПО.
  • Ту-22М4 - модернизированный (проект).
  • Ту-22М5 - модернизированный (проект).
  • Ту-22МЛ - летающая лаборатория. В 1992 году в ЛИИ переоборудован 1 Ту-22М3.
  • Ту-22МП - постановщик помех (опытный). В конце 70-х годов переоборудован 1 Ту-22М2.
  • Ту-22МР (Ту-22М3Р) - разведчик на базе Ту-22М3. Первый полёт в декабре 1985 года. Выпускается с 1989 года. Изготовлено 12 самолётов.
  • Ту-344 - сверхзвуковой пассажирский самолёт (проект).

Лётно-технические характеристики

Ту-22М2 Ту-22М3
Двигатели НК-22 НК-25
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2x13000
2x22000
2x14500
2x25000
Габариты, м:

размах крыла при стреловидности 20°
длина
высота

34,28
41,46
11,05
34,28
42,46
11,05
Площадь крыла при стреловидности 20°, м2 183,6 183,6
Масса, т:

пустого
взлётная максимальная
посадочная

48
122
88
46
124
88
Запас топлива, т 53,5 53,5
Масса бомбовой нагрузки, т 24 24
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская
посадочная

1800
900
285
2300
900
285
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км 5100 5100
Боевой радиус действия, км 2200 2200
Практический потолок, м 13000 14000
Длина разбега, м

пробега, м

2300
1300
1920
1250
Экипаж, чел. 4 4
Пушечное вооружение 2хГШ-23 1хГШ-23

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 184-189.
  2. Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 291-297.
  3. Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М-3 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 4-5.
  4. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 184-187.
  5. Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 119-143.
  6. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 110-122.
  7. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 39.
  8. Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Дальняя авиация // Авиация и Время. - 1998. - №5. - С. 23-33.
  9. Марковский В.Ю., Приходченко И.В. История одной модификации // М-Хобби. - 2017. - №12. - С. 32-41.
  10. Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 2000. - №1. - С. 40-46.
  11. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 193-195.
Бомбардировщики | На главную