Су-33УБ

Корабельный учебно-боевой самолёт Су-33УБ (Су-27КУБ) разработан в ОКБ им. П.О.Сухого по руководством главного конструктора К.Х.Марбашева. Он является дальнейшим развитием истребителя Су-27 и его корабельного варианта Су-33 и предназначен для решения широкого круга боевых задач. Первый прототип изготовлен на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре в 1998-1999 годах. Окончательная сборка и дооснащение осуществлялось в Москве. Лётчики-испытатели В.Г.Пугачёв и С.Н.Мельников впервые подняли его в небо 29 апреля 1999 года с аэродрома в Жуковском. В ноябре 2004 года успешно прощли испытания на борту ТАВКР "Адмирал Кузнецов" (8 полётов).

Су-33УБ имеет интегральную аэродинамическую компоновку (фюзеляж плавно переходит в крыло). По сравнению с Су-33 увеличены размах и площадь крыла, размеры ПГО и заднего горизонтального оперения. Крыло и горозонтальное оперение складывающиеся. Силовая установка состоит из 2 ТРДД АЛ-31ФП с системой управления вектором тяги. Для улучшения взаимодействия экипажа в полёте кресла в кабине размещены бок-о-бок. На самолёте установлена цифровая система (процессор отечественной разработки) дистанционного управления, контролирующая работу ПГО, хвостового оперения, флаперонов, носка крыла, закрылков и двигателей. Специально для Су-33УБ разработана твердотельная бортовая РЛС с фазированной антенной решёткой, обеспечивающая круговой обзор. Для получения информации о противнике использутся так же тепловизионный и низкоуровневый телевизионный каналы, дополненные лазерным дальномером. Навигационная система полностью автономная. Приборная доска имеет 5 цветных ЖК дисплеев отечественного производства (1 с диаганалью 21", остальные - по 15"). Впервые в отечественном самолётостроении установлен бортовой генератор кислорода. Вооружение состоит из пушки ГШ-301 и 12 ракет класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".

Су-33УБ имеет значительно лучшую аэродинамику (аэродинамическое качество увеличено на 10%). Впервые на боевом сомолёте применено "интеллектуальное" адаптивное крыло с мягким носком. Элластичная обшивка носка, в которой отсутствуют ранее неизбежные щели, обеспечивает плавность формы и позволяет, в сочетании с отклонением флаперонов, постоянно оптимизировать профиль крыла в соответствии с конкретным полётным режимом, а также полностью устраняет перетекание воздуха с нижней поверхности на верхнюю. За счёт улучшения аэродинамики возросла топливная эффективность, что дало увеличение дальности полёта на 15-20% при том же запасе топлива.

Масса БРЭО благодаря новой архитектуре и элементной базе снижена в несколько раз. На самолёте реализован принцип "тёмной кабины" - если система не отказывает, она ничем не должна напоминать о себе лётчику. Число управляющих органов сведено к минимуму. На Су-33УБ экипаж не управляет собственно самолётом (этим занимается электроника), а полностью сосредотачивается на выполнении боевой задачи. Упростилось так же наземное обслуживание самолёта, что немаловажно в условиях базирования на авианосце.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АЛ-31ФП
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2х7600
2х13300
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

-
-
-
Площадь крыла, м2 -
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

-
-
-
Запас топлива, кг -
Максимальная боевая нагрузка, кг -
Максимальное число М -
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте
посадочная

-
-
-
Дальность полёта максимальная, км -
Практический потолок, м -
Максимальная эксплуатационная перегрузка 8
Длина разбега, м

пробега, м

Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 138-144.
  2. Ильин В.Е. Боевые самолёты России XXI века. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 77-87.
  3. Ильин В.Е. Корабельный истребитель XXI века. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №7. - С. 1-2.
  4. Су-33 КУБ: корабельный учебно-боевой самолёт. // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 36-37.
  5. Якубович Н.В. Новинка для российского флота: О самолёте Су-27КУБ. // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 8.
Морская авиация | На главную