Су-27

В 1969 году НИИ ВВС совместно с ОКБ Микояна, Сухого и Яковлева проанализировал опыт войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке и предложил начать разработку одновременно двух фронтовых истребителей: лёгкого ЛФИ и завоевания господства в воздухе ИЗГВ (ПФИ). В 1971 году были сформулированы татктико-технические требования к новым истребителям. 26 июня 1974 года вышло постановление СМ СССР, поручавшее разработку ЛФИ ОКБ им. А.И.Микояна и ПФИ ОКБ П.О.Сухого.

К 1974 году совместно со специалистами ЦАГИ были сформированы аэродинамическая и конструкторско-силовая схемы самолёта, получившего обозначение Т-10. Впервые в отечественном самолётостроении была реализована концепция "электронной устойчивости", при которой аэродинамика полностью опеределяется возможностями системы управления. Вместо классической механической проводки применена электродистанционная система управления. Разработка силовой установки была поручена НПО "Сатурн". В 1975 году было завершено эскизное проектирование и начался выпуск рабочих чертежей. В 1976 году началось изготовление первого прототипа Т-10-1. Из-за неготовности двигателей АЛ-31Ф на нём установили АЛ-21Ф-3.

20 мая 1977 года шеф-пилот ОКБ заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза В.С.Ильюшин впервые поднял его в воздух. В 1978 году к испытаниям присоединился второй прототип Т-10-2. В 1979 году в воздух поднялся третий прототип Т-10-3, оснащённый штатными двигателями. Испытания выявили отставание лётных характеристик от требований заказчика. Совместно с ЦАГИ и СибНИА компоновка истребителя была переработана, многие системы спроектированы заново. 20 апреля 1981 года В.С.Ильюшин поднял в воздух прототип Т-10-7 (Т-10С-1), ставший эталоном для серии.

Серийное производство было развёрнуто на авиазаводе им. Ю.А.Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 1982 году. В 1984 году истребитель под обозначением Су-27 принят на вооружение Советской Армии. Впервые продемонстрирован публике в июне 1989 года на авиасалоне в Ле-Бурже. Позже участвовал в выставках в Оклахоме (США), Сингапуре, Дубае (ОАЭ).

Аэродинамическая компоновка Су-27 выполнена по интегральной схеме, при которой фюзеляж плавно переходит в крыло и образует с ним единый несущий корпус, в результате чего достигаются высокие значения аэродинамического качества и коэффициента подъёмной силы. Планёр выполнен из алюминиевых сплавов с широким применением титана. Крыло трёхлонжеронное, кессонной конструкции, имеет стреловидность по передней комке 42°. Механизация крыла состоит из двухсекционных автоматически отклоняемых носков и флаперонов, выполняющих функции закрылков и элеронов. Вертикальное оперение двухкилевое. Под хвостовыми балками для улучшения путевой устойчивости установлены подфюзеляжные гребни. Горизонтальное оперение цельноповоротное. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 двухконтурных двигателей АЛ-31Ф. Воздухозаборники двигателей регулируемые с подвижным горизонтальным клином и створками подпитки на нижней поверхности. Для защиты двигателя от попадания посторонних предметов имеется опускающаяся решётка. Запас топлива размещается в 3 фюзеляжных и 2 крыльевых топливных баках общей ёмкостью 11975 л. Кабина пилота оснащена катапультным креслом К-36ДМ. На верхней оверхности фюзеляжа имеется отклоняемый с помощью гидропривода тормозной щиток площадью 2,6 м2.

В состав вооружения входят: 30-мм пушка ГШ-301 (установлена в правом наплыве крыла), управляемые ракеты Р-27, Р-73, контейнеры КМГУ-2, блоки НАР, свободнопадающие бомбы.

К 2000 году на двух заводах изготовлено более 760 самолётов семейства Су-27. По лицензии выпускается в Китае (на заводе в Шеньяне). В настоящее время ВВС России располагает 380 самолётами Су-27 и 30 Су-27УБ. 60 самолётов принадлежит Украине, 25 - Белоруссии, 30 - Узбекистану, 4 - Казахстану. В августе 1992 года начались поставки на экспорт.

В боевых условиях Су-27 применялся во время войны в Афганистане для сопровождения дальни бомбардировщиков и разведчиков. Нёс он боевое дежурство и во время второй Чеченской войны, но случая проявить свои боевые возможности не представилось. Во время конфликта между Эфиопией и Эритреей в 2000 году на Су-27 одержан ряд воздушных побед. На выставке "Дизайн-96" самолёту присуждён Гран-при. Первый прототип Т-10-1 в настоящее время хранится в музее ВВС в Монино. Серийный Су-27 экспонировался в музее авиации на Ходынском поле в Москве.

Фотографии Cу-27 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Т-10-1 - первый прототип. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3АИ. Имел развитый наплыв и крыло оживальной формы. Фонарь сдвигался назад. Первый полёт 20 мая 1977 года.
  • Т-10-2 - второй прототип. Изготовлен в 1978 году.
  • Т-10-3 - прототип с двигателями АЛ-31Ф с нижней коробкой приводов. Первый полёт 23 августа 1979 года.
  • Т-10-4 - прототип с двигателями АЛ-31Ф с нижней коробкой приводов. Первый полёт 31 октября 1979 года.
  • Т-10-5 - прототип для отработки систем вооружения.
  • Т-10-7 (Т-10С-1) - эталон для серии. Отличался крылом с прямой передней кромкой и отклоняемым носком, формой заканцовок стабилизатора, более длинным обтекателем РЛС, наличием тормозного парашюта, двигателями АЛ-31Ф с верхней коробкой приводов. Первый полёт 20 апреля 1981 года.
  • Т-10-20 - рекордный. Доработан для установки рекорда скорости по замкнутому маршруту.
  • Т-10-24 - опытный самолёт с ПГО. Первый полёт в мае 1985 года.
  • Т-10-25 - прототип палубного самолёта. Изготовлен в 1985 году. Был оборудован посадочным гаком и штангой дозаправки в воздухе.
  • Т-10-26 - опытный самолёт для испытания двигателя с изменяемым вектором тяги.
  • П-42 - рекордный. На самолёте отсутствует вооружение, РЛС, тормозной парашют. Установлены форсированые двигатели Р-32 с тягой на форсаже 13600 кгс. В 1986-1988 годах на П-42 установлен 41 мировой рекорд.
  • Су-27 - серйный фронтовой истребитель.
  • Су-27Б (Т-10Б) - бомбардировщик (проект). Разработан в начале 80-х годов.
  • Су-27ИБ (Т-10В, Су-32ФН, Су-34) - истребитель-бомбардировщик.
  • Су-27МСК - экспортный модернизированный. Отличается возможностью поражать наземные цели.
  • Су-27П - перехватчик для авиации ПВО. От Су-27 отличался мало и обозначение Су-27П в дальнейшем не применялось.
  • Су-27ПП - постановщик помех на базе Су-27ИБ (проект). Разработан в конце 80-х годов.
  • Су-27Р - разведчик на базе Су-27ИБ (проект). Разработан в конце 80-х годов.
  • Су-27СК (Т-10СК) - экспортный (коммерческий). Поставлялся в Китай (38 самолётов), Вьетнам (7) и Эфиопию (4). Отличается составом БРЭО и вооружением.
  • Су-27СМ - модернизированный. Отличается конструкцией крыла, системой дозаправки топливом в воздухе, двигателями АЛ-31Ф-М1, 2 дополнительными узлами подвески вооружения, системой управления оружием. С 2003 года производится переоборудование ранее выпущенных Су-27. На конец 2009 года модернизацию прошли 53 самолёта.
  • Су-27СМК - экспортный вариант Су-27СМ.
  • Су-27УБ (Т-10У) - учебно-боевой. Отличается двухместной кабиной, килями увеличенной площади. Первый полёт 7 мая 1985 года. Выпускается с 1986 года в Иркутске.
  • Су-27УБК - экспортный учебно-боевой. Поставлялся в Китай (10 самолётов) и Вьетнам (5).
  • Су-27Ш (Т-10Ш) - штурмовик (проект). Разработан в начале 80-х годов.
  • Су-30 (Т-10ПУ, Су-27ПУ) - двухместный перехватчик для авиации ПВО. В 1988 году на Иркутском авиазаводе переоборудовано 2 серийных Су-27УБ. Серийно выпускается с 1992 года в Иркутске.
  • Су-30КИ - вариант Су-27СК для Индонезии. Отличается наличием штанги для дозаправки в воздухе.
  • Су-33 (Т-10К, Су-27К) - палубный. Отличается складывающимися крыльями и наличием посадочного гака в хвостовой части.
  • Су-35 (Т-10М, Су-27М) - модернизированный. Первый опытный Т-10М-1 построен в 1988 году. Впервые показан в 1992 году в Фарнборо. Выпускается в Комсомольске-на-Амуре.
  • Су-37 - истребитель, оснащённый двигателями с изменяемым в полёте вектором тяги. Разработан на базе Су-35 в 1994-1996 годах. Первый полёт 2 апреля 1996 года.
  • J-11 - китайский вариант Су-27СК. Выпускается по лицензии с 1998 года. Часть комплектующих поставляет КнААПО. Первый полёт состоялся в декабре 1998 года.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АЛ-31Ф
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2х7600
2х12500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

14,698
21,935
5,932
Площадь крыла, м2 62,04
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

16300
22500
28000
Запас топлива, кг 9400
Максимальная боевая нагрузка, кг 6000
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте
посадочная

1400
2500
240
Максимальное число М 2,35
Дальность полёта максимальная, км 3900
Практический потолок, м 18500
Максимальная скороподъёмность, м/с 300
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9
Длина разбега, м

пробега, м

650
620
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 133-137.
  2. Глазков В.Н. Семейство Су-27: давайте разберёмся // Авиация и Время. - 1998. - №5. - С. 34-38.
  3. Ильин В.Е. Америка России показала самолёт // Крылья Родины. - 1993. - №№ 6, 7.
  4. Ильин В.Е. Многоцелевые истребители России. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 91-114.
  5. Истребитель завоевания господства в воздухе Су-27 // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 10-12.
  6. Истребитель-перехватчик Су-27 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 22-24.
  7. Колобанов В., Мороз С.Г., Приходченко И.В. Догнать и перегнать // Авиация и Время. - 2003. - №3. - С. 5-20, 31-35.
  8. Левин М.А. Великолепная семёрка // Крылья Родины. - 1993. - №3. - С. 23-24.
  9. Левин М.А. Су-27 - лучший в мире // Вестник противовоздушной обороны, Крылья Родины: Совместный выпуск. - 1993. - №8.
  10. Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. - М.: "Хоббикнига", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 130-148.
  11. Мороз С.Г., Приходченко И.В., Колобанов В. Истребитель Су-27. - М.: "Экспринт", 2004.
  12. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 48-52.
  13. Симонов М.П. Из истории создания Су-27 // Крылья Родины. - 1999. - №7. - С. 3-7.
  14. Совенко А.Ю. Су-27 побеждает // Аэрохобби. - 1993. - №2. - С. 16-18, 40.
  15. Фомин А. Су-27. - М.: "Гончар", "Полигон", 1993.
  16. Фомин А. Су-27: История истребителя. - Изд. 3-е. - М.: "Интервестник", 2004.
Истребители | На главную