Ми-6 Ми-6П

Разработка прообраза вертолёта Ми-6 (ВМ-6) началась в ОКБ-329 М.Л.Миля в конце 1952 года. Необходимо было создать тяжёлый транспортный вертолёт, способный перевозить боевую технику массой до 6 т (артиллерийские орудия с тягачами, автомобили, авиадесантные самоходные установки). Миль принял решение строить машину по одновинтовой схеме с несущим винтом диаметром 30 м (в то время винты самых больших вертолётов не превышали 25 м). Проведённые исследования показали, что поршневые двигатели для такого вертолёта не подходят. Специально для ВМ-6 ОКБ-19 П.А.Соловьёва начало проектировать турбовинтовой двигатель ТВ-2В на базе самолётного ТВ-2Ф конструкции Н.Д.Кузнецова. Первоначально предполагалось установить один двигатель, но заказчик потребовал увеличения грузоподъёмности в 1,5 раза и тогда вертолёт перепроектировали под 2 двигателя.

11 июня 1954 года вышло постановление СМ СССР, официально поручавшее ОКБ разработку вертолёта, получившего обозначение В-6. 1 июня 1955 года правительственной комиссией был утверждён эскизный проект. Вскоре на заводе №329 началось изготовление первого прототипа, получившего обозначение Ми-6 (заводское - "изделие 50"). 5 июня 1957 года экипаж лётчика-испытателя Р.И.Капреляна впервые поднял Ми-6 в воздух. 25 июля 1958 года вышло постановление СМ СССР о начале его производства на Московском заводе №23 им. М.В.Хруничева и Ростовском авиационном заводе №168. В 1959-1963 годах прошли Государственные испытания, после которых Ми-6 был принят на вооружение (специально были сформированы отдельные вертолётные полки). С 1963 года он стал широко применяться и в народном хозяйстве. В 1964 году за создание Ми-6 ОКБ присуждён Международный приз им. И.И.Сикорского. В 1968 году за создание Ми-6 и Ми-10 группе работников ОКБ во главе с М.Л.Милем присуждена Государственная премия.

Вертолёт Ми-6 построен по одновинтовой схеме с несущим пятилопастным цельнометаллическим и четырёхлопастным деревянным рулевым винтами. Первоначально лопасти несущего винта были наборными, но с 1962 года их стали изготавливать из цельнотянутой трубы с переменной толщиной стенок. Для обеспечения больших скоростей полёта установлено крыло, разгружающее несущий винт (на 25%). Фюзеляж - цельнометаллический клёпанный полумонокок. В передней части находилась кабина экипажа, за ней - грузовая кабина объёмом 80 м3 (как у самолётов Ан-8 и Ан-12). В задней части фюзеляжа находится грузовой люк 2,65х2,7 м с двумя распахивающимися в стороны створками и грузовым трапом. В полу кабины тоже имеется грузовой люк, закрывающийся створками. Шасси неубирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 турбовальных двигателей Д-25В конструкции П.А.Соловьёва (на прототипе устанавливались ТВ-2ВМ) и ВСУ АИ-8. Мощность двигателей передаётся на валы винтов и вспомогательных механизмов через четырёхступенчатый планетарный редуктор Р-7 (на прототипе Р-6). Крутящий момент на выходе редуктора достигал 60000 кг·м (за границей такой мощный редуктор появился только спустя 17 лет). Система управления дублированная, с жёсткой и тросовой проводкой и гидроусилителями. Некоторые военные вертолёты вооружались 12,7-мм пулемётом А-12,7.

Ми-6 предназначен для перевозки грузов массой до 12 т, или 61-90 пассажиров (в экстремальных ситуациях - до 150) на откидных сиденьях, или 41 раненых на носилках с двумя сопровождающими. Ми-6 применялся и в качестве летающего крана при монтажно-строительных работах (при этом крыло демонтировалось). При отказе одного из двигателей вертолёт может продолжать горизонтальный полёт.

В 1959-1980 годах в Ростове было построено 874 вертолёта Ми-6 различных модификаций, ещё 50 - в Москве (1959-1962). В ходе производства конструкция вертолёта постоянно дорабатывалась. Он поставлялся на экспорт в Алжир, Болгарию, Вьетнам, Египет, Индию, Индонезию, Ирак, Китай, ОАР, Пакистан, Перу, Польшу, Сирию и Эфиопию. Вертолёт принимал участие в войнах в Афганистане и Чечне, в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1959-1963 годах на Ми-6 установлено 16 международных рекордов (рекорд скорости по замкнутому маршруту 100 км, установленный Б.К.Галицким и равный 340,15 км/ч, не побит до сих пор). В некоторых рекордных полётах взлётная масса вертолёта достигала 48 т (за границей взлётная масса до сих пор не превышает 34 т). "Титул" самого большого вертолёта Ми-6 уступил только через 12 лет другому вертолёту ОКБ М.Л.Миля - Ми-12.

Начиная с 1965 года Ми-6 неоднократно представлял отечественное вертолётостроение на крупнейших международных выставках и авиационных праздниках. В ВВС России эксплуатировался до 2001 года, в гражданских авиакомпаниях - до августа 2003 года. Ми-6 различных модификаций имеются в экспозиции музея ВВС в Монино, в качестве памятника установлен в аэропорту Сургута.

Фотографии Ми-6 можно посмотреть здесь.

Модификации вертолёта:

  • Ми-6 ("изделие 50") - базовый. Выпускался в 1959-1971 годах.
  • Ми-6 "Бурлак" - буксировщик минного трала или гидролокационной станции. В 1965 году переоборудован 1 вертолёт.
  • Ми-6 противодействия радиоразведке. Предназначен для защиты радиолокационных средств ПВО. Отличался специальным оборудованием и дополнительными антеннами по правому борту.
  • Ми-6 ретранслятор. Отличался мощным радиосвязным оборудованием в грузовой кабине и дополнительными антеннами по бортам фюзеляжа. Разработан в 1974 году.
  • Ми-6А - модернизированный. Отличался увеличенным ресурсом основных частей, составом приборного оборудования, единым гидроблоком в гидравлической системе. Мог перевозить 90 пассажиров и до 9 т груза на внешней подвеске. Максимальная взлётная масса увеличена до 44 т. Выпускался в 1971-1980 годах на заводе №168.
  • Ми-6АТЗ - топливозаправщик для соединений сухопутных войск и авиации. Отличался 2 дополнительными баками в салоне общей ёмкостью 7400 л и насосной станцией НС-30. Выпускался с 1973 года.
  • Ми-6ВКП - воздушный командный пункт. Разработан в начале 70-х годов на заводе №535 в Конотопе. Переоборудовано 36 вертолётов.
  • Ми-6ВР "Водолей" - водораспыливающая летающая лаборатория для испытания противооблединительных систем вертолётов в условия искусственного облединения. Изготовлен в 1976 году.
  • Ми-6М - противолодочный. Разработка началась в 1958 году. В 1963-1965 годах построено 2 прототипа.
  • Ми-6М (второй с таким названием) - модернизированный (проект). Разрабатывался в 1967-1970 годах.
  • Ми-6П - пассажирский. Салон расчитан на 70-80 пассажиров, задние створки заменены обтекателем. Изготовлен в 1965 году в 1 экземпляре.
  • Ми-6ПЖ - пожарный. Разработан в 1967 году. Изготовлен в 1 экземпляре.
  • Ми-6ПЖ2 - пожарный модернизированный. Отличался носовой водомётной установкой. Изготовлен в 1971 году.
  • Ми-6ПП - постановщик помех. Предназначен для противодействия системе АВАКС. Разработан в 80-х годах.
  • Ми-6ПРТБВ - передвижная ракетно-техническая база вертолётного типа. Разработан в 1960 году. Изготовлен опытный образец.
  • Ми-6ПС - поисково-спасательный. Разработан в 1966 году для поиска и спасения экипажей космических аппаратов. Отличался наличием системы ориентирования над водой, медицинского оборудования, дополнительных лебёдок, спасательных лодок о плотов.
  • Ми-6ПСА - поисково-спасательный на базе Ми-6А. Разработан в 1973 году.
  • Ми-6РВК - ракетно-вертолётный комплекс. Состоял из вертолёта и ракетных комплексов 9К53 или 9К73. Разработан в 1963 году. В 1965 году успешно прошёл испытания, но серийно не выпускался.
  • Ми-6ТЗ - топливозаправщик (опытный). Разработан в начале 60-х годов.
  • Ми-22 (Ми-6АЯ, Ми-6ВзПУ) - воздушный пункт управления. Принят на вооружение в 1975 году.

Лётно-технические характеристики

Ми-6 Ми-6А
Двигатели Д-25в Д-25В
Взлётная мощность, э.л.с. 2х5500 2х5500
Диаметр несущего винта, м 35 35
Габариты, м:

длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
ширина фюзеляжа
высота до втулки несущего винта
размах крыла

41,74
33,165
3,2
9,156
15,3
41,74
33,165
3,2
9,156
15,3
Площадь крыла, м3 35 35
Габариты грузовой кабины, м:

длина
ширина
высота

11,725
2,72
2,595
11,725
2,72
2,595
Масса, т:

пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная

26,5
39,7
41,7
27,24
40,5
44
Коммерческая нагрузка, т:

нормальная
максимальная
на внешней подвеске

6
12
8
8
12
9
Запас топлива, кг:

без ПТБ
с 2 ПТБ
с 2 ПТБ и 2 дополнительными баками в салоне

6315
9805
13295
6315
9805
13295
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
крейсерская

250
200
304
250
Потолок, м:

статический с учётом влияния земли
динамический

2250
4500
2250
4500
Скороподъёмность у земли, м/с 6,5 6,5
Практическая дальность полёта, км:

с коммерческой нагрузкой 8 т
перегоночная с доп. баками в кабине

500
1450
620
1450
Экипаж, чел. 5 5

Литература

  1. Вертолёты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 93.
  2. Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: ООО "Попурри", 1999. - С. 342-343.
  3. Вяткин Л. Сенсация в Ле Бурже // Техника - молодёжи. - 1983. - №11. - С. 38-39.
  4. Ганжа В.Р. и др. Афганский экзамен Ми-6 // Авиация и Время. - 1997. - №6. - С. 34-38.
  5. Журавлёв А. Вертолёт Ми-6 // Гражданская авиация. - 1986. - №6. - С. 44-45.
  6. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 133-135.
  7. Мараев Р.В. От расцвета до заката // Авиация и Время. - 1999. - №1. - С. 12-15, 24-29.
  8. Марковский В.Ю., Приходченко И.В. Вертолёты Ми-6 в Афганистане // М-Хобби. - 2016. - №9. - С. 36-44.
  9. Ми-6 // Мир авиации. - 2004. - №2. - С. 54.
  10. Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. - М.: "Любимая книга", 1998. - С. 67-86.
  11. Михеев В.Р. Русский размер // Авиация и Время. - 1999. - №1. - С. 4-11.
  12. Попов Д.И. Ми-6 над морем // Авиация и Время. - 1999. - №2. - С. 26.
  13. Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 130-132.
  14. Якубович Н.В. "Геркулес" из Сокольников: О вертолёте Ми-6 // Крылья Родины. - 1997. - №12. - С. 3-9.
Вертолёты | На главную