Ми-18

Разработка десантно-транспортного вертолёта Ми-18 началась в ОКБ им. М.Л.Миля и его казанском филиале в 1977 году. Армии нужен был вертолёт, способный брать на борт более 30 солдат. Ми-8МТ обладал для этого необходимой грузоподъёмностью, но разместить такое количество десантников не позволяли размеры кабины. Тогда было решено увеличить длину фюзеляжа на 1 м (две вставки по 0,5 м симметрично центра тяжести). В 1980 году на заводе №387 в Казани построено 2 опытных экземпляра (переделаны из серийных Ми-8МТ). Один из них предназначался для исследования лётно-технических характеристик, другой - для испытаний на электромагнитную совместимость оборудования.

Вертолёт Ми-18 одновинтовой схемы с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Лопасти винтов выполнены из стеклопластика. От Ми-8МТ вертолёт отличает увеличенная длина грузовой кабины. По бортам появилось по одному дополнительному иллюминатору. Несколько изменён состав оборудования. Силовая установка состоит из 2 турбовальных двигателей ТВ3-117МТ.

Увеличение длины фюзеляжа уменьшило продольную жёсткость и ухудшило вибрационные характеристики. Кроме того, в начале 80-х годов появились новые требования к размещению дополнительного спецоборудования в носу вертолёта, при котором обеспечить необходимую центровку не удалось. В 1982 году конструкция вертолёта была значительно переработана. Вместо двух полуметровых вставок сделали одну метровую позади центра тяжести. С целью улучшения аэродинамики изменены обводы задней части фюзеляжа, топливные баки убраны под пол грузовой кабины, шасси сделано убирающимся (как на Ми-14). Новые несущие кессон-баки были включены в силовую конструкцию фюзеляжа (новинка в вертолётостроении), что увеличило жёсткость. Новая конструкция фюзеляжа позволила перевозить более тяжёлые грузы. 28 апреля 1984 года лётчики-испытатели Н.А.Жан и В.Т.Дворянкин впервые подняли переделанный Ми-18 в небо.

На художественно-конструкторское решение внешних обводов Ми-18 получено свидетельство на промышленный образец. В случае принятия вертолёта на вооружение его конструкторы предполагали широко использовать технологическую оснастку серийного производства, опыт эксплуатации и ремонта вертолёта Ми-8. Предусматривалась и прямая переделка Ми-8 в Ми-18. При переходе лётного состава на новый вертолёт переучивания практически не требовалось. Но с выводом советских войск из Афганистана Министерство Обороны отказалось от дальнейшего финансирования работ, решив обойтись имеющимся парком Ми-8. Министерство гражданской авиации предпочло поддержать создание перспективного Ми-38. Два опытных образца Ми-18 в настоящее время используются в качестве наглядных пособий в учебных центрах ВВС (один из них в Торжке).

Лётно-технические характеристики

Двигатели ТВ3-117МТ
Взлётная мощность, л.с. 2х1900
Диаметр несущего винта, м 21,29
Габариты, м:

длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
ширина фюзеляжа
высота до втулки несущего винта
высота с вращающимся рулевым винтом

26,24
19,17
2,5
4,38
5,65
Габариты грузовой кабины, м:

длина
ширина
высота

6,34
2,34
1,8
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная

7550
13000
15000
Максимальна коммерческая нагрузка, кг:

в фюзеляже
на внешней подвеске

5000
5000
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
крейсерская

275
245
Потолок, м:

статический с влиянием земли
динамический

3200
5550
Практическая дальность полёта, км 580
Экипаж, чел. 3

Литература

  1. Михеев В.Р. Забытый Ми-18. // Авиация и Время. - 1995. - № 4. - С. 16-17.
  2. Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. - М.: "Любимая книга", 1998. - С. 127-128.
Вертолёты | На главную