В середине 80-х годов конструкторы МВЗ им. М.Л.Миля по предложению "Аэрофлота" начали исследования многоцелевого вертолёта для замены Ми-8. Большой объём работ был проведён также специалистами ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, НИАТ, ГосНИИГА. Было решено не модернизировать Ми-8, а создать полностью новый вертолёт, отвечающий современным требованиям. Непосредственно к проектированию вертолёта, получившего обозначение Ми-38, приступили 1987 году в филиале КБ на Казанском вертолётном заводе. В 1988 году генеральный конструктор М.Н.Тищенко перевёл все работы в Москву, где их возглавил заместитель генерального конструктора А.Н.Иванов (после смерти Иванова в 1995 году его сменил Н.И.Чалов). В 1989 году модель вертолёта экспонировалась на аэрокосмическом салоне в Ле Бурже. Заседание сакетной комиссии состоялось в августе 1991 года. В 1992 году на "МосАэрошоу" был представлен полноразмерный макет Ми-38. В 1993 году на Казанском вертолётном заводе началось изготовление 2 прототипов, но из-за финансовых затруднений завершено только в ноябре 2003 года. На выставке МАКС-95 демонстрировался доработанный макет вертолёта. Для поддержки программы Ми-38 в 1990 году ММЗ начал переговоры с концерном "Еврокоптер". В 1994 году было создано совместное предприятие "Евромиль" (МВЗ им. М.Л.Миля, "Еврокоптер", НПО им. В.Я.Климова, Казанский вертолётный завод), генеральным конструктором которого стал В.Д.Яблоков. В 2003 году "Еврокоптер" вышел из состава СП, но продолжал участвовать в разрабтке вертолёта. Ми-38 спроектирован как вертолёт нового поколения, который должен превосходить Ми-8 по транспортной производительности и топливной эффективности в 2-3 раза и отличаться повышенной безопастностью. Первоначально для вертолёта были выбраны двигатели ТВ7-117В и ВСУ ВД-100. Позже было решено применить более совершенные двигатели ТВа-3000, но в 1996 году государство прекратило финансирование их разработки. Тогда на вертолёте решили установить двигатели фирмы "Прэтт-Уитни" PW-127T/S. Вертолёт предназначен для эксплуатации в различных климатических условиях. Для этого он будет снабжён набором сменного бортового оборудования. Ми-38 планируется производить в транспортном, пассажирском, санитарном и разведывательном вариантах. Изготовление первого прототипа на Казанском вертолётном заводе завершилось в июле 2003 года. 22 декабря лётчики-испытатели В.Н.Кутанин и А.М.Климов впервые подняли прототип в воздух. Сертификат типа поучен 30 декабря 2015 года. Серийное производство организовано на Казанском вертолётном заводе. Ми-38 выполнен по одновинтовой схеме с шестилопастным несущим и Х-образным рулевым винтами. Лопасти винтов выполнены из композиционных материалов. В конструкции фюзеляжа широко использованы трёхслойные панели с наружной металлической и внутренней пластиковой обшивкой с сотовым заполнителем. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 турбовальных двигателей ТВ7-117В с главным редуктором ВР-38. Система управления бустерная с трёхкратным резервированием. Погрузочно-разгрузочное оборудование включает бортовую стрелу в проёме боковой двери и электрическую лебёдку с набором полиспастов, съёмные роликовые дорожки на полу и грузовую рампу шириной 1,8 м с дистанционным гидравлическим управлением. В состав оборудования входят система индикации на пяти цветных ЖК дисплеях, цифровой автопилот, цифровую автоматизированную систему управления двигателями, систему сбора и обработки данных о работе бортовых систем, навигационное оборудование с доплеровским измерителем скорости, метео-навигационную РЛС, систему измерения массы и центровки. Для контроля грузов на внешней подвеске предусмотрена телевизионная установка. Для экспортных вариантов оборудование кабины разрабатывает фирма "Еврокоптер". Модификации вертолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|