КЗКТ-537Л

Балластный тягач МАЗ-537А разработан в СКБ Минского автомобильного завода под руководством Б.Л.Шапошника. Он является дальнейшим продолжением МАЗ-535А. Производство базового автомобиля МАЗ-537 (седельный тягач) началось в начале 1960 года на Минском автозаводе. В декабре 1963 года к производству присоединился Курганский завод колёсных тягачей. В 1964 году производство было полностью передано в Курган.

МАЗ-537А предназначен для доставки тяжёлых неделимых грузов по дорогам различных категорий, в том числе по грунтовым. На аэродромах применяется (в варианте МАЗ-537Л) для буксировки тяжёлых самолётов (например, Ан-22). Скорость буксировки самолёта по бетонной поверхности - 20 км/ч, по грунту - 5 км/ч.

МАЗ-537А имеет лонжеронную раму. Грузовая платформа металлическая с задним открывающимся бортом. Кузов МАЗ-537П оснащался дугами и тентом. Кузов КЗКТ-537Л не имел открывающихся бортов, на его полу монтировался настил в виде ячеек для литых чугунных балластных грузов. Четырёхместная кабина вынесена вперёд. В кабине имеется 2 отопителя: один связан с системой охлаждения двигателя, другой автономный. Силовая установка состоит из 12-цилиндрового V-образного четырёхтактного дизеля жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива Д-12А-525, расположенного за кабиной. Двигатель имеет алюминиевый картер, азотированный коленчатый вал, 4 клапана на цилиндр, 2 распредвала в головке цилиндров, систему смазки с "сухим" картером, предпусковой подогреватель, двухступенчатую фильтрацию воздуха, две автономные системы пуска (посредством электростарстера и сжатого воздуха). Трансмиссия гидромеханическая, включает гидротрансформатор, трёхступенчатую планетарную коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку. На II и III передачах гидротрансформатор может блокироваться. Для увеличения проходимости межколёсные дифференциалы двух передних мостов выполнены как механизмы повышенного трения, двух задних - самоблокирующиеся. Межосевые дифференциалы блокируемые. Подвеска передних колёс независимая торсионная, задних - безрессорная балансирная. Рулевой механизм снабжён гидроусилителем (от МАЗ-525). Стеклочистители имеют пневмопривод. На автомобиле имеются два звуковых сигнала: электрический и пневматический. Автомобили ранних выпусков имели трёхфарную систему освещения.

В 1968 году группе конструкторов во главе с Б.Л.Шапошником за создание семейств МАЗ-535 и МАЗ-537 присуждена Государственная премия СССР. В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. Автомобили семейства МАЗ-537 широко применялись во многих отраслях народного хозяйства и в Вооружённых Силах, поставлялись на экспорт в разные страны мира. Производство продолжалось до 1990 года, после чего его сменил более совершенный тягач КЗКТ-7428.

Модификации автомобиля:

  • МАЗ-537 - седельный тягач. Предназначен для буксировки полуприцепа полной массой до 65 т. Выпускался с декабря 1963 года.
  • МАЗ-537А - балластный тягач. Отличался металлической бортовой платформой.
  • МАЗ-537В - седельный тягач для буксировки полуприцепов полной массой до 40 т. Отличался сдвинутым назад на 345 мм седельным устройством. Выпускался с 1965 года.
  • МАЗ-537Г - седельный тягач с мощной лебёдкой для затаскивания несправных гусеничных машин на полуприцеп. Предназначен для буксировки полуприцепа полной массой до 68 т. Выпускался с 1964 года. Самая массовая модификация.
  • МАЗ-537Д - седельный тягач с генераторной установкой для буксировки специальных полуприцепов полной массой до 65 т. Отличался агрегатом для зарядки аккумуляторов АБ-1-П/30-1. Применялся для комплектации ракетных комплексов.
  • МАЗ-537Е - седельный тягач для буксировки активного полуприцепа полной массой до 68 т. Отличался устройством отбора мощности, генератором переменного тока. Выпускался с 1966 года.
  • МАЗ-537К - шасси для крана. Изготовлено несколько автомобилей.
  • КЗКТ-537Л - аэродромный тягач на базе МАЗ-537Г. Отличался металлической бортовой платформой. Разработан в Кургане. Предназначен для буксировки самолётов массой до 200 т. Выпускался с 1976 года.
  • МАЗ-537П - модернизированный балластный тягач. Отличался наличием дуг и тента, отсутствием лебёдки.
  • ПВ-481 - трубоплетевоз.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота

9130
2885
3100
База по крайним осям, мм 6050
Колея, мм 2200
Дорожный просвет, мм 500
Радиус поворота, м 13,5
Масса, кг:

в снаряженном состоянии
полная

22500
30000
Грузоподъёмность, кг 15000
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг:

по шоссе
по грунту

75000
30000
Двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с.

Д-12А-525
12
38880
14,5
525
Число передач 3x2
Колёсная формула 8x8
Размер шин 18,00-24"
Запас топлива, л 840
Скорость максимальная, км/ч 60
Запас хода, км 650
Глубина преодалеваемого брода, м 1,0
Максимальный преодолеваемый подъём 23°
Контрольный расход топлива, л/100 км 125

Литература

  1. Аксёнов П.В. Многоосные автомобили. - М.: "Машиностроение", 1980.
  2. Белорусские богатыри. - М.: "Панорама", 1991.
  3. Гусев В. Первопроходцы // За рулём. - 1971. - №9. - С. 8.
  4. Ивановский В. Восьмиколёсные МАЗы // За рулём. - 1982. - №6. - С. 10.
  5. Колеватов А. Автомобили-тягачи семейства МАЗ-537 // Автомобильный моделизм. - 2004. - №5. - С. 10-15.
  6. Колеватов А. МАЗ-537 // М-Хобби. - 2000. - №5. - С. 34-41.
  7. Колеватов А. Многоосный ветеран МАЗ-535 // Автомобильный моделизм. - 2002. - №1. - С. 2-8.
  8. Платонов В.Ф. Полноприводные автомобили. - М.: "Машиностроение", 1989. - С. 69-74.
  9. Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. - Т. 2. - М.: "Илби", "Прострэкс", 1994. - С. 122-124.
Аэродромная техника | На главную