КЗКТ-74282

К 70-м годам тягач МАЗ-537, выпускавшийся на Курганском заводе колёсных тягачей, стал морально устаревать. Тогда конструкторы завода во главе с В.А.Пискарёвым начали работу по совершенствованию тягача. Основным направление работы было увеличение мощности двигателя. Были сделаны попытки установки на автомобиль танковых дизелей В-38 (на КЗКТ-545) и Д-12А-650 (КЗКТ-7426). Опытные автомобили успешно прошли испытания, но в серию не попали из-за малого ресурса танковых двигателей.

6 апреля 1978 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №262 (подкреплено соответствующим приказом Минавтопрома №141 от 6 июня), поручавшее КЗКТ разработку семейства перспективных тягачей для работы с прицепами грузоподъёмностью 150, 300 и 600 т. Работу по созданию тягача возглавил главный конструктор В.П.Косов. В результате появился автомобиль КЗКТ-7427 с дизелем Д-12АН-650 производства ПО "Барнаултрансмаш". Но ресурс и этого двигателя оказался недостаточным: при нормальной эксплуатации тягача его хватило бы только на год. Тогда было решено применить двигатель ЯМЗ-8401 той же мощности производства Ярославского мотоного завода.

В 1985 году начались приёмочные испытания, в которых приняли участие 2 опытных балластных тягача КЗКТ-7427. Во время испытаний они доставили из Ташкентского аэропорта на Ташаузскую ГЭС турбину массой около 80 т.

Дольнейшие работы по усовершенствованию тягачей возглавил новый главный конструктор завода Ю.Т.Бутров. Используя опыт создания КЗКТ-7426 и КЗКТ-7427, была разработана новая базовая модель - КЗКТ-7428. В качестве силовой установки было решено использовать двигатель ЯМЗ-8401.10-04, который к тому времени уже был успешно применён на карьерных самосвалах БелАЗ-7540 и БелАЗ-7548. В конце 80-х годов КЗКТ-7428 успешно прошёл все виды испытаний и был рекомендован в производство. Серийное производство началось в 1990 году.

КЗКТ-74282 предназначен для доставки тяжёлых (до 75 т) неделимых грузов по дорогам различных категорий, в том числе по грунтовым. Основной прицеп ЧМЗАП-8390. На аэродромах (главным образом с твёрдым покрытием) применяется для буксировки самолётов массой до 200 т.

КЗКТ-74282 имеет лонжеронную раму, к которой крепится большинство механизмов и систем. Двухрядная шестиместная кабина сдвинута вперёд. Она оснащена тепло- и шумоизоляцией, фильтровентиляционной установкой, измерителем уровня дозы ИМД-21Б, двойным остеклением, светозащитными шторами на окнах, 2 отопителями (один связан с системой охлаждения двигателя, другой автономный), кронштейнами для крепления оружия. Передние сиденья подрессоренные с индивидуальной регулировкой. Задний ряд сидений может трансформироваться в 2 спальных места. Грузовая платформа металлическая с неоткрывающимися бортами, оснащена настилом с ячейками для 8 балластных грузов. В качестве силовой установки прменён четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения ЯМЗ-8401.10-14, размещённый за кабиной. Двигатель оснащён 2 турбокомпрессорамт и системой промежуточного охлаждения воздуха. Воздушная система имеет 2 фильтра со сменными фильтрующими элементами. Для надёжного пуска дфигателя имеется свечное электрофакельное устройство ЭФУ. Для пуска при температурах ниже -15°C применяется предпусковой подогреватель ПЖД-600И. По желанию заказчика может устанавливаться дизель Камминс KTTA19-C650. Запас топлива размещён в 2 основных баках по 420 л. В системе питания имеется подогреваемый расходный бак ёмкостью 60 л. Для прокачки топливной системы установлен ручной насос РНМ-1КУ2. Трансмиссия гидромеханическая, включает гидротрансформатор, трёхступенчатую планетарную коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку и гидрозамедлитель (используется как вспомогательная тормозная система). На II и III передачах гидротрансформатор может блокироваться. Для увеличения проходимости межколёсные дифференциалы двух передних мостов выполнены как механизмы повышенного трения, двух задних - самоблокирующиеся. Межосевые дифференциалы блокируемые. Подвеска передних колёс независимая торсионная, задних - безрессорная балансирная. Рулевой механизм снабжён гидроусилителем. Тормозная система имеет раздельный пневмогидравлический привод. За моторным отсеком установлена лебёдка.

В аэродромнов варианте устанавливается рация для связи с экипажем буксируемого самолёта, дополнительное сцепное устройство в передней части (монтируется на дышле с упругими элементами), дополнительные фары для освещения буксирных устройств, фонари БАНО-45 на крыше кабины и грузовой платформе.

В настоящее время производство автомобилей семейства КЗКТ-7428 продолжается. На базе тягача разработана серия шасси повышенной проходимости: КЗКТ-8003 (6x6), КЗКТ-8005 (8x8), КЗКТ-8014 (10x8).

Модификации автомобиля:

  • КЗКТ-7428 - седельный тягач (базовая модификация). Выпускается с 1990 года.
  • КЗКТ-7428-011 - с двигателем Камминс KTTA19-C650 мощностью 650 л.с.
  • КЗКТ-7428-012 - с двигателем Д-12А-525А мощностью 525 л.с.
  • КЗКТ-7428-014 - трубовоз. Отличается коником, двигателем ЯМЗ-8401.10-07 мощностью 650 л.с. Эксплуатируется с прицепом-роспуском КЗКТ-9003.
  • КЗКТ-74281 - седельный тягач с лебёдкой (тяговое усилие 15 тс). Выпускается с 1990 года.
  • КЗКТ-74282 - балластный тягач. Отличается металлической бортовой платформой, наличием лебёдки.
  • КЗКТ-74283 - седельный тягач для буксировки специальных полуприцепов. Отличается сдвинутым назад на 345 мм седельно-сцепным устройством. Разработан в 1991 году.
  • КЗКТ-74284 - седельный тягач для буксировки активных полуприцепов массой до 70 т (опытный). Отличается генераторной установкой за кабиной, сдвинутым назад селдельно-сцепным устройством.
  • КЗКТ-74286 - гражданский седельный тягач. Отличается дизелем ЯМЗ-240НМ2 (ЯМЗ-240НМ1Б) мощностью 500 л.с., коробкой передач с изменёнными передаточными числами, водомасляным радиатором и маслозакачивающим насосом в системе смазки двигателя, доработанным электрооборудованием, отсутствием гидрозамедлителя и и специального военного оборудования (измерителя мощности дозы, фильтровентиляционной установки, кронштейнов для оружия и т.д.). Максимальная скорость снижена до 55 км/ч. Выпускается с 1993 года.
  • КЗКТ-74286-014 - трубовоз.
  • КЗКТ-74287 - седельный тягач для буксировки полуприцепов массой до 90 т. Отличается изменёнными колёсными редукторами, 2 дополнительными топливными баками по 420 л, стояночным тормозом с пневмопружинной камерой с дистанционным управлением, отсутствием гидрозамедлителя и специального военного оборудования. Максимальная скорость снижена до 45 км/ч. Выпускается с 1995 года.
  • МТП-А4 ("изделие 6965") - машина технической помощи. Отличается лебёдкой, устройством для транспортировки повреждённых автомобилей (массой до 52 т), кузовом-фургоном с ремонтными и такелажными комплектами, ёмкостями для топлива, масла и спецодежды. Разработана на Опытном заводе №38 МО РФ в 1995 году.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота

10347
2880
3300
База по крайним осям, мм 6050
Колея, мм 2200
Дорожный просвет, мм 500
Радиус поворота, м 15,5
Масса, кг:

в снаряженном состоянии
полная

22800
30000
Грузоподъёмность, кг 16000
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг:

по шоссе
по грунту

75000
30000
Двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с.

ЯМЗ-8401.10-14
12
38880
15
650
Число передач 3x2
Колёсная формула 8x8
Размер шин 18,00-24"
Запас топлива, л 900
Скорость максимальная, км/ч 65
Запас хода, км 680
Глубина преодалеваемого брода, м 1,1
Максимальный преодалеваемый подъём 14°
Контрольный расход топлива, л/100 км 125

Литература

  1. Колеватов А. "Ураганы" из Кургана // Автомобильный моделизм. - 2002. - №2. - С. 2-8.
  2. Специальный колёсный тягач КЗКТ-7428 и его модификации / Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - Курган, 1993.
  3. Черва Б. Тяжеловозы из Кургана // Военный парад. - 1998. - №10. - С.
Аэродромная техника | На главную