ГАЗ-66-02

Разработка грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-66 началась на Горьковском автомобильном заводе в начале 60-х годов. Он предназначался для замены ГАЗ-63. Ведущим конструктором был назначен Р.Г.Заворотный (позже его сменил О.Образцов). Общее руководство осуществлял А.Д.Просвирнин. При проектировании использовался опыт создания лёгкого грузовика с кабиной над двигателем ГАЗ-62. ГАЗ-66 стал первым серийным отечественным грузовиком с V-образным 8-цилиндровым двигателем. Для увеличения площади грузовой платформы при минимальной длине было решено расположить кабину над двигателем. Запасное колесо было размещено вертикально за кабиной, что позволило понизить уровень пола грузовой платформы. Среди особенностей конструкции: гипоидная главная передача, цельнометаллическая грузовая платформа, гидровакуумный усилитель в приводе тормозов, гидроусилитель руля, омыватель лобового стекла.

Первая опытно-промышленная партия была изготовлена в ноябре 1963 года. Серийное производство началось 1 июля 1964 года. В 1967 году ГАЗ-66 был удостоен Золотой медали Лейпцигской ярмарки. В 1969 году он первым из отечественных автомобилей был удостоен Государственного знака качества.

Конструкция ГАЗ-66 рамная. Для увеличения проходимости применены полный привод, короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка? система регулирования давления в шинах. Кузов - металлическая платформа с высокими решетчатыми бортами и открывающимся задним бортом. Оснащён откидными скамейками вдоль бортов. Предусмотрена установка тента на 5 дугах. Кабина двухместная цельнометаллическая, установлена над двигателем, имеет отопитель и омыватель ветрового стекла. В кабине предусмотрена установка подвесного спального места. Для доступа к двигателю кабина откидывается вперёд. В качестве силовой установки прменён карбюраторный четырёхтактный 8-цилиндровый V-образный верхнеклапанный двигатель жидкостного охлаждения ЗМЗ-66 (модификация ЗМЗ-53, отличается местом расположения генератора). Двигатель оснащён предпусковым подогревателем ПЖБ-12. Сцепление однодисковое сухое с гидравлическим приводом. Коробка передач четырёхступенчатая с синхронизаторами на III и IV передачах. Раздаточная коробка двухступенчатая. Главная передача одинарная гипоидная. Передний мост оснащён шариковыми шарнирами равных угловых скоростей. Передний мост отключаемый. Подвеска всех колёс зависимая рессорная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия. Рулевой механизм снабжён гидроусилителем. Рабочий тормоз барабанный на все колёса с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем. На некоторых модификациях впереди устанавливалась лебёдка для самовытаскивания с приводом от двигателя через коробку отбора мощности.

Автомобиль ГАЗ-66 предназначен для перевозок грузов и людей по всем видам дорог и по бездорожью. На его базе выпускались сотни различных моделий специализированных автомобилей. На аэродромах может применяться в качестве тягача лёгких ЛА. В частности в таком качестве используется на борту ТАВКР "Адмирал Кузнецов".

С 1981 года начали устанавливать новую светотехнику. В 1984 году семейство ГАЗ-66 было модернизировано: установлены более мощный двигатель, изменена тормозная система, установлен знак автопоезда на крыше кабины. Новые модификации начали сходить с конвейера в январе 1985 года. В 1993 году появилась дизельная модификация. Официально ГАЗ-66 снят с производства 1 июля 1999 года, но и после этого продолжалась сборка из задела деталей по индивидуальным заказам. Все выпущен 965941 автомобиль.

Модификации автомобиля:

  • ГАЗ-66 - базовый. Выпускался в 1964-1966 годах.
  • ГАЗ-66А - с лебёдкой. Выпускался в 1964-1966 годах.
  • ГАЗ-66АЭ - с лебёдкой и экранированным электрооборудованием. Выпускался в 1964-1966 годах.
  • ГАЗ-66Б - десантный на базе ГАЗ-66-05. Отличался кабиной с брезентовым верхом, узлами крепления средств десантирования, сокращённым составом оборудования. Разработан в 1965 году на опытном заводе №38 в Бронницах. Выпускался малой серией.
  • ГАЗ-66Д - шасси для специализированных автомобилей (опытный). Отличался с коробкой отбора мощности. Разработан в 1961 году.
  • ГАЗ-66К - с деревянной платформой с тремя откидными бортами (опытный). Отличался двускатными задними колёсами. Разработан в 1961 году.
  • ГАЗ-66П - седельный тягач (опытный).
  • ГАЗ-66С - северный на базе ГАЗ-66-02 (опытный). Отличался кабиной с дополнительной изоляцией, дополнительным отопителем и двойными стёклами, термоизолированным аккумулятором увеличенной ёмкости, дополнительными противотуманными фарами, резинотехническими изделиями из морозоустойчивой резины. Разработан в 1977-1979 годах.
  • ГАЗ-66Ф - шасси для фургонов (опытный). Разработан в 1961 году.
  • ГАЗ-66Э - с экранированным электрооборудованием. Выпускался в 1964-1966 годах.
  • ГАЗ-66-01 - базовый. Выпускался в 1966-1984 годах.
  • ГАЗ-66-02 - с лебёдкой. Выпускался в 1966-1984 годах.
  • ГАЗ-66-03 - с экранированным электрооборудованием и без системы регулирования давления в шинах. Выпускался в 1966-1968 годах.
  • ГАЗ-66-04 - с экранированным электрооборудованием. Выпускался в 1966-1984 годах.
  • ГАЗ-66-05 - с лебёдкой и экранированным электрооборудованием. Выпускался в 1966-1984 годах.
  • ГАЗ-66-11 - модернизированный. Отличался двигателем ЗМЗ-66-06 мощностью 120 л.с., новыми световыми приборами. Выпускался в 1985-1996 годах.
  • ГАЗ-66-12 - модернизированный с лебёдкой. Выпускался в 1985-1996 годах.
  • ГАЗ-66-14 - модернизированный с экранированным электрооборудованием. Выпускался в 1985-1996 годах.
  • ГАЗ-66-15 - модернизированный с лебёдкой и экранированным электрооборудованием. Выпускался в 1985-1996 годах.
  • ГАЗ-66-16 - модернизированный. Отличался двигателем ЗМЗ-513.10 мощностью 125 л.с., усиленными КПП, мостами и тормозной системой, платформой с ровным полом. Грузоводъёмность увеличена до 2,3 т. Выпускался в 1992-1993 годах.
  • ГАЗ-66-17 - модернизированный с лебёдкой.
  • ГАЗ-66-18 - модернизированный с экранированным электрооборудованием.
  • ГАЗ-66-19 - модернизированный с лебёдкой и экранированным электрооборудованием.
  • ГАЗ-66-21 - с деревянной платформой. Отличался задним мостом от ГАЗ-3307 с двускатной ошиновкой, отсутствием системы регулирования довления в шинах и второго бензобака. Грузоподъёмность увеличена до 3,5 т. Выпускался в 1993-1995 годах.
  • ГАЗ-66-22 - вариант ГАЗ-66-21 с лебёдкой. Выпускался в 1993-1995 годах.
  • ГАЗ-66-31 - шасси для спецавтомобилей. Конструкция аналогична ГАЗ-66-21. Отличался коробкой отбора мощности. Выпускался в 1992-1994 годах. На его базе в Саранске и Бишкеке пыпускался самосвал ГАЗ-САЗ-3511.
  • ГАЗ-66-40 - с дизелем ГАЗ-5441.10 с турбонаддувом. Выпускался в 1993-1998 годах.
  • ГАЗ-66-41 - с безнаддувным дизелем ГАЗ-544.10. Выпускался в 1993-1995 годах.
  • ГАЗ-66-42 - гражданский вариант с дизелем ГАЗ-5441.10. Отличался двускатными задними колёсами, деревянной платформой, отсутствием системы регулирования давления в шинах и второго бензобака. Выпускался в 1993-1998 годах.
  • ГАЗ-66-51 - экспортный для стран с тропическим климатом. Выпускался в 1967-1984 годах.
  • ГАЗ-66-52 - экспортный с лебёдкой для стран с тропическим климатом. Выпускался в 1967-1984 годах.
  • ГАЗ-66-54 - экспортный с экранированным электрооборудованием для стран с тропическим климатом. Выпускался в 1967-1984 годах.
  • ГАЗ-66-55 - экспортный с лебёдкой и экранированным электрооборудованием для стран с тропическим климатом. Выпускался в 1967-1984 годах.
  • ГАЗ-66-61 - экспортный для стран с тропическим климатом. Выпускался в 1985-1991 годах.
  • ГАЗ-66-62 - экспортный с лебёдкой для стран с тропическим климатом. Выпускался в 1985-1991 годах.
  • ГАЗ-66-71 - экспортный для стран с умеренным климатом. Выпускался в 1967-1984 годах.
  • ГАЗ-66-72 - экспортный с лебёдкой для стран с умеренным климатом. Выпускался в 1967-1984 годах.
  • ГАЗ-66-74 - экспортный с экранированным электрооборудованием для стран с умеренным климатом. Выпускался в 1967-1984 годах.
  • ГАЗ-66-75 - экспортный с лебёдкой и экранированным электрооборудованием для стран с умеренным климатом. Выпускался в 1967-1984 годах.
  • ГАЗ-66-81 - экспортный для стран с умеренным климатом. Выпускался в 1985-1991 годах.
  • ГАЗ-66-82 - экспортный с лебёдкой для стран с умеренным климатом. Выпускался в 1985-1991 годах.
  • ГАЗ-66-84 - экспортный с экранированным электрооборудованием для стран с умеренным климатом. Выпускался в 1985-1991 годах.
  • ГАЗ-66-85 - экспортный с лебёлкой и экранированным электрооборудованием для стран с умеренным климатом. Выпускался в 1985-1991 годах.
  • ГАЗ-66-92 - северный на базе ГАЗ-66-12. Мелкосерийное производство с 1987 года.
  • ГАЗ-66-96 - шасси для вахтовых автобусов. Выпускался в 1987-1996 годах.
  • ГАЗ-34 - трёхосный на базе ГАЗ-66А (опытный). Отличался двигателем ГАЗ-41 мощностью 140 л.с. Разработан в 1964 году.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота

5655
2322
2440
База, мм 3300
Колея, мм 1800/1750
Дорожный просвет, мм 315
Радиус поворота, м 9,5
Масса, кг:

в снаряженном состоянии
полная

3470
5800
Грузоподъёмность, кг: 2000
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг 2000
Двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
мощность, л.с.

ЗМЗ-66
8
4254
115
Число передач 4x2
Колёсная формула 4x4
Размер шин 12,00-18"
Запас топлива, л 2x105
Скорость максимальная, км/ч 90
Запас хода, км 875
Глубина преодалеваемого брода, м 1,0
Максимальный преодалеваемый подъём 30°
Контрольный расход топлива при скорости 30-40 км/ч, л/100 км 24

Литература

  1. ГАЗ-66 // За рулём. - 1982. - №10. - 4 с. обл.
  2. Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты. - М.: "Патриот", 1990. - С. 86-87.
  3. Гусев В. Первопроходцы // За рулём. - 1971. - №9. - С. 8.
  4. Дмитриев В. Гимн "шишиге" // М-Хобби. - 2005. - №10. - С. 26-33.
  5. Колеватов А. Специализированные автомобили и спецтехника на шасси ГАЗ-66 // Автомобильный моделизм. - 2003. - №№ 5, 6.
  6. Краткий автомобильный справочник. - Изд. 10-е., перераб. и доп. - М.: "Транспорт", 1983. - С. 69-70.
  7. Платонов В.Ф. Полноприводные автомобили. - М.: "Машиностроение", 1989. - С. 55-64.
  8. Технические средства тылового обеспечения. - М.: Воениздат, 2003. - С. 6-7.
  9. Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. - Т. 2. - М.: "ИЛБИ", "Прострэкс", 1993. - С. .
  10. Энциклопедия грузовых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции. - М.: "За рулём", 2001. - С. 87.
Аэродромная техника | На главную