Ан-2ТД

В марте 1940 года О.К.Антонову, работавшему на заводе №23 в Ленинграде, было поручено разработать аналог немецкого лёгкого самолёта Физелер Fi.156. Работая над аналогом, получившим обозначение "самолёт №2" (ОКА-38), Антонов предложил создать на его базе военно-транспортный "самолёт №4", отличительными особенностями которого были звездообразный двигатель М-62, лёгкий фюзеляж и бипланная коробка крыльев. Тогда военные отвергли идею самолёта-биплана, но после войны Антонов вернулся к ней вновь.

В 1945 году О.К.Антонов, будучи заместителем главного конструктора ОКБ-115, обратился к А.С.Яковлеву с предложением разработать самолёт собственной конструкции и получил от него согласие. Проект "самолёта №4" был полностью переработан. От прежнего проекта осталась только бипланная коробка. В марте 1946 года новосибирский филиал ОКБ-115 был преобразован в самостоятельное ОКБ-153. Его главным конструктором был назначен О.К.Антонов. Основной задачей нового КБ была разработка транспортного самолёта "Т" с мотором АШ-62ИР. Параллельно разрабатывался сельскохозяйственный вариант с двигателем АШ-21. Первый прототип, обозначенный СХА, был построен в 1947 году. 31 августа 1947 года лётчик-испытатель П.Н.Володин впервые поднял его в небо. В декабре в НИИ ВВС начались его Государственные испытания, которые продолжались до марта 1948 года. В июле того же года завершились испытания второго прототипа с двигателем АШ-21. 23 августа 1948 года самолёт под обозначением Ан-2 был принят на вооружение ВВС и на снабжение ГВФ. Серийное производство было организовано на заводе №473 в Киеве. 9 сентября 1949 года лётчик-испытатель Г.И.Лысенко поднял в небо первый серийный Ан-2 (в транспорном варианте).

Ан-2 построен по аэродинамической схеме расчалочного биплана. Фюзеляж цельнометаллический (Д-16Т, Д-16АТ) полумонокок балочно-стрингерного типа с работающей обшивкой. Крылья прямые, двухлонжеронные, образованы двояковыпуклым несимметричным профилем Р-II-ЦАГИ. Коробка крыльев одностоечная с I-образными стойками. Верхнее крыло снабжено автоматическими предкрылками по всему размаху, щелевыми нависающими закрылками и элерон-закрылками. На нижнем крыле установлены только щелевые закрылки. Обшивка крыльев и оперения полотняная. Шасси неубирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. В зимнее время предусмотрена установка лыжного шасси. Силовая установка состоит из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения АШ-62ИР с четырёхлопастным воздушным винтом. На самолётах первых 129 серий устанавливался деревянный винт В-509А-Д7 диаметром 3,6 м с саблевидными лопастями. Позже он был заменён винтом В-509А-Д9. Начиная с 57 серии польского производства устанавливался металлический АВ-2 с прямыми лопастями. Запас топлива размещён в 6 крыльевых баках (в верхнем крыле). В левом борту установлена грузовая дверь размером 1,46x1,53 м, а в ней - пассажирская меньших размеров (0,81x1,42 м). Фонарь кабины лётчиков выполнен выпуклым с боков для обзора назад и вниз.

Первые серийные Ан-2 поступили в распоряжение Министерства геологии СССР. Одновремененно шло оснащение им лётных отрядов ГВФ. С июня 1950 года самолёт начал поступать в МВД и авиацию Погранвойск, с июня 1951 года - в ДОССАФ (первые 5 самолётов получил Центральный аэроклуб им. В.П.Чкалова в Москве). В 1952 году первые самолёты получили штабные эскадрильи ВВС и ВМФ. В феврале 1959 года Ейское ВАУЛ стало применять Ан-2 для лётной и парашютной погдотовки курсантов, а через два года им обзавелись уже все лётные училища.

Самолёты Ан-2 разных модификаций широко использовались в сельском и лесном хозяйстве, для первозки пассажиров и грузов на местных авиалиниях (к 1977 году они обслуживали 3254 населённых пункта), тренировки парашютистов в аэроклубах и частях ВДВ, аэрофотосъёмки и геологоразведки, разведки льдов, рыбы и морского зверя, разрушения льда путём его опыления чёрным порошком, мониторинга нефте- и газопроводов и ЛЭП, обработки реагентами разливов нефти, для решения многих других задач. Он обслуживал крупные стройки: Главный Туркменский канал, Куйбышевская, Сталинградская и Вилюйская ГЭС, БАМ и др. Использовался и как административный самолёт: во время освоения Целины на нём летал Л.И.Брежнев, специально для Хо Ши Мина в 1956 году был изготовлен "салонный" вариант. На Ан-2 летали руководитель Гренады М.Бишоп и король Непала Махендра. На Ан-2 установлено несколько всесоюзных и международных рекордов, выполнен ряд дяльних перелётов (в т.ч. кругосветный в 1997 году).

Ан-2 зарекомендовал себя как простой и очень надёжный самолёт. Бипланная схема с развитой механизацией крыла позволила достич очень малых взлётной и посадочной скоростей, что позволило применять самолёт с тех площадок, где раньше могли использоваться только лёгкие самолёты У-2 (По-2) и Як-12. Его можно было встретить на всех континентах Земли, включая Антарктиду. Зимой 1954 года пилоты Саратовского авиаотряда присвоили самолёту наименование "Аннушка", которое закрепилось за ним на всю жизнь. К январю 1987 года на Ан-2 было перевезено 370 милн. пассажиров, 9 милн. т грузов, выполнено 96% авиахимработ. Эксплуатация самолёта продолжается и в настоящее время. Дальнейшим развитием Ан-2 стал турбовинтовой Ан-3.

В боевых условиях применялся в Венгрии в 1956 году, в Лаосе в 1960-1962 и 1972-1975 годах, во Вьетнаме в 1963-1973 годах, в Кампучии в 1970 и 1979 годах, в Афганистане в 1980-1989 годах, в Никарагуа в 80-х годах, в Югославии в начале 90-х годов, в Нагорном Карабахе (и армянами, и азербайджанцами), в первую Чеченскую войну. В 60-х годах во время инцидентов на советско-китайской границе Ан-2 обрабатывал толпы хунвейбинов слезоточивыми аэрозолями.

Всего построено около 16700 самолётов Ан-2 разных модификаций (3164 в Киеве, 506 в Долгопрудном, 11915 в Польше, около 1100 в Китае). Выпускался по лицензии в Китае и Польше. Поставлялся на экспорт в более чем 50 стран мира: Албанию, Анголу, Афганистан, Бенин, Болгарию, Ботсвану, Бразилию, Великобританию, Венгрию, Венесуэлу, Вьетнам, Гвинею, ГДР, Гренаду, Египет, Замбию, Индию, Ирак, Исландию, Йемен, Камбоджу, Китай, КНДР, Колумбию, Кубу, Лаос, Лесото, Мали, Мозамбик, Монголию, Намибию, Непал, Никарагуа, Перу, Польшу, Румынию, Судан, Танзанию, Турцию, Францию, Чад, Чехословакию, Эфиопию, Югославию. После распада СССР, Чехословакии и Югославии самолёты семейства Ан-2 имеются во всех вновьобразованных государствах. Часть самолётов из этих стран позже была перепродана в Австралию, Гватемалу, Израиль, Италию, Нидерланды, США, Финляндию, Швецию. Последние 4 Ан-2 в Польше изготовлены в 2002 году по заказу Вьетнама. В Китае производство продолжается до сих пор. В настоящее время в мире продолжает эксплуатироваться около 6000 самолётов. В Германии существует "Общество любителей Ан-2", в США - "Коалиция владельцев и эксплуатантов Ан-2". Аналогичные организации есть в Великобритании, Нидерландах, Польше. С 1997 года проводятся слёты любителей Ан-2 в Польше, Швеции, Литве. В качестве экспонатов Ан-2 имеются в музеях Германии, Китая, Польши, России, США, Украины.

На 1 сентября 2001 года в России было зарегистрировано 1855 Ан-2. Он эксплуатируются в региональных авиакомпаниях, аэроклубах РОСТО, подразделениях МВД и Погранвойск, Авиалесоохране, во Всероссийском центре медицины катастроф "Защита". В российской армии имеется 150 самолётов в ВВС, 30 - в Армейской авиаации, 20 - в авиации ВМФ. ВДВ располагают 7 отдельными эскадрильями Ан-2 (одна из них базируется в Иванове на Северном аэродроме).

Фотографии Ан-2 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • СХА - первый прототип (транспортный). Отличался двигателем АШ-62ИР. Первый полёт 31 августа 1947 года.
  • СХА-2 - второй прототип (сельскохозяйственный). Отличался двигателем АШ-21.
  • Ан-2 - опытный с многоколёсным шасси. Переоборудован в 1952 году.
  • Ан-2 - опытный с колёсным увеличенного диаметра КТ-137. Переоборудован в 1969 году.
  • Ан-2 - картографический. Отличался наличием фотокамер.
  • Ан-2 - самолёт для поиска железнорудных месторождений. Отличался наличием магнетометра.
  • Ан-2 - спасательный. Отличался люком в полу в хвостовой части длиной 2 м и тележкой на рельсах для перемещения грузов к люку.
  • Ан-2 - самолтё для прыжков парашютистов с малой высоты. Отличался выдвижной плащадкой с перилами.
  • Ан-2 - самолёт для уничтожения сусликов. Отличался микродозировщиком для пунктирного рассева отравленных зерновых приманок. Разработан в середине 50-х годов.
  • Ан-2 - с аппаратурой телеуправления катерами-мишенями. Отличался 3 рабочими местами операторов, составом оборудования. Изготовлен по заказу ВМФ.
  • Ан-2 - самолёт радиационной разведки. Отличался рентгенометром "Воздух-2А". Изготовлен в 1971 году.
  • Ан-2А - противоаэростатный (опытный). Отличался артиллерийской установкой ПВ-61 с 23-мм двухствольной пушкой АО-9 (ГШ-23). Изготовлен в 1963 году.
  • Ан-2В - высотный метеоразведчик. Отличался силовой установкой от Ан-6. В 1957-1958 годах изготовлено 6 самолётов.
  • Ан-2Л - лесопожарный (опытный). Отличался 3 кассетами под нижним крылом и фюзеляжем со стеклянными ампулами (по 120 шт. ёмкостью по 1 л) с огнегасящей жидкостью. Изготовлен в начале 1950 года по заказу Министерства лесного хозяйства СССР.
  • Ан-2ЛП - лесопожарный на базе Ан-4. Отличался устройством для забора и выливания воды в поплавках. Разрабтан в 1962 году. Первый полёт летом 1963 года. Изготовлено 10 самолётов.
  • Ан-2М - модернизированный сельскохозяйственный. Отличался увеличенным вертикальным оперением, удлинённым фюзеляжем, доработанным капотом двигателя, изолированной от действия химикатов кабиной пилота, новой сельскохозяйственной аппаратурой, отсутствием второго управления. В конструкции использованы стеклопластики. Разработан в 1963-1964 годах в ОКБ Г.М.Бериева. Первый полёт 20 мая 1964 года. В 1966-1971 годах на заводе №464 в Долгопрудном изготовлено 506 самолётов.
  • Ан-2МС (ТВС-2МС) - модернизированный. Разработан в СибНИА. Отличается турбовинтовым двигателем Хонивел ТРЕ331-12 с пятилопастным реверсивным винтом, новой системой отопления салона. Переоборудовно не менее 14 самолётов.
  • Ан-2П (An-2P) - пассажирский. Салон оборудован мягкими сиденьями на 12-14 пассажиров и звукоизоляцией. Разработан в середине 50-х годов. Выпускался в Польше с 1968 года. Изготовлено 837 самолётов.
  • Ан-2РТ - самолётный измерительный пункт. В 1956 году переоборудовано 3 самолёта.
  • Ан-2С - санитарный на базе Ан-2Т. Предназначен для перевозки 6 больных на носилках с 2 сопровождающими. Оснащался съёмной теплоизоляционной шторой, аптечкой, поилкой и переносным санузлом.
  • Ан-2СХ - сельскохозяйственный. Отличается баком для химических веществ в фюзеляже, устройствами для опыления и опрыскивания под нижним крылом и фюзеляжем. В 1954-1959 годах на заводе №473 в Киеве изготовлено 879 самолётов.
  • Ан-2СХ с АПО - с авиационным противопожарным опрыскивателем. Разработан в 1952 году. В 1954 году изготовлено 5 самолётов.
  • Ан-2Т (An-2T) - транспортный, почтовый. Пассажирские сиденья в салоне отсутствуют. Первый полёт 6 сентября 1949 года. Выпускался на заводе №473 в 1949-1962 годах, затем в Польше.
  • Ан-2ТД (An-2TD) - транспортно-десантный на 12 парашютистов. Оснащался тросами для карабинов вытяжных фалов парашютов, звуковой и световой сигнализацией. Широко эксплуатировался в аэроклубах ДОСААФ (затем РОСТО).
  • Ан-2ТП (An-2TP) - грузопассажирский. В салоне вдоль бортов расположены жёсткие откидные сиденья на 12 пассажиров.
  • Ан-2ТП - "салон". Отличался прямоугольными иллюминаторами, мягкими креслами в салоне и туалетом. В начале 60-х в Лейпциге (ГДР) переоборудовано 7 самолётов.
  • Ан-2Ф (БНР, НРК, НАК) - ночной разведчик-корректировщик (опытный). Отличался застеклённой кабиной штурмана в хвостовой части фюзеляжа, броневой защитой двигателя и кабины экипажа, двухкилевым оперением. Вооружение состояло из 2 20-мм пушек Б-20, 4 авиабомб САБ-100-50 и ФОТАБ-50-35. Разработан в 1947-1949 годах. Изготовлен в июле 1948 года. Первый полёт в апреле 1949 года.
  • Ан-2Ф - самолёт вертикального взлёта (проект). Отличался дополнительным двигателем АМ-9 в хвостовой части. Разработан в 1956 году.
  • Ан-2Э - экранолёт.
  • Ан-2-100 (Ан-3-300) - модернизированный. Отличается доработанным планёром, турбовинтовым двигателем МС-14. Коммерческая нагрузка увеличена до 1800 кг. Первый полёт 10 июля 2013 года.
  • Ан-3 (первый с таким названием) - противоаэростатный (проект). Отличался двигателем М-62Р с 2 турбокомпрессорами ТК-19, артиллерийской установкой ПВ-61, отсутствием нижнего крыла. Разработан в 1958 году.
  • Ан-3 - с турбовинтовым двигателем ТВД-20. Первый полёт 13 мая 1980 года.
  • Ан-4 (Ан-2В, An-2M) - поплавковый вариант Ан-2Т. Отличался 2 однореданными поплавками с водяными рулями, винтом АВ-2Р с реверсом (на ранних устанавливался деревянный В-514-Д9). Разработан в 1950-1951 годах. Первый полёт 31 июля 1951 года. Выпускался серийно в Киеве и Мелеце (Польша). Применялся на Севере и в Сибири на речных авиалиниях.
  • Ан-6 "Метео" ("К", ЗА-ТК, Ан-2ЗА) - опытный самолёт для высотных метеорологических исследований (зондирования атмосферы). Отличался наличием кабины наблюдателя в хвостовой части фюзеляжа, 2 турбокомпрессорами ТК-19, воздушным винтом В-513-Д13, противооблединительной системой, составом оборудования. Разработан в 1946-1948 годах. Первый полёт 21 марта 1948 года. В 1953-1954 годах на Ан-6 установлено 2 международных рекорда высоты.
  • An-2G - геофизический. Отличался магнитоэлектрической и радиометрической аппаратурой. Изготовлен в Польше в 1974 году.
  • An-2PD-5 - "салон". Отличался комфортабельным салоном на 5 пассажиров с раскладным столиком, шкафом для продуктов и туалетом. Изготовлен в 1972 году.
  • An-2PD-6 - "салон" на 6 мест. Изготовлен в 1970 году.
  • An-2PF - аэрофотосъёмщик. В 1974 году изготовлено 4 самолёта для Варшавского госпредприятия по картографии и Института картографии Венгрии.
  • An-2PK - полярный (опытный). Отличался лыжным шасси с подогревом. Изготовлен в августе 1970 года в Польше.
  • An-2PRTV - самолёт-ретранслятор. Изготовлен в апреле 1975 года по заказу Польского радио и телевидения.
  • Ан-2R - польский вариант Ан-2СХ. Выпускался на заводе PZL в Милеце с августа 1960 года.
  • Lala-1 - летающая лаборатория. Отличался дополнительным двигателем АИ-25, ферменной хвостовой частью с двухкилевым оперением. Изготовлен в 1971 году.
  • Y-5 ("Фонг Шу-2") - китайский вариант Ан-2. В 1957-1968 годах выпускался в Наньчане, в 1968-1970 - в Харбине. С 1970 года выпускается в Шицзячжуане.
    • Y-5A - китайский вариант Ан-2Т.
    • Y-5B - китайский вариант Ан-2СХ.
    • Y-5C - китайский вариант Ан-2ТД. Отличается концевыми аэродинамическими поверхностями на верхнем крыле.
    • Y-5K - "салон".

Лётно-технические характеристики

Двигатель АШ-62ИР
Взлётная мощность, л.с. 1000
Габариты, м:

размах верхнего крыла
размах нижнего крыла
длина
высота

18,176
14,236
12,735
4,68
Площадь крыльев, м2:

верхнего
нижнего
общая

43,55
27,96
71,51
Габариты грузовой кабины, м:

длина
ширина
высота

4,1
1,6
1,8
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

3474
4660
5250
Запас топлива, кг

нормальный
перегрузочный

393
900
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг 1500
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте 1700 м
при авиахимических работах
посадочная

236
253
136-140
68,5
Время набора высоты 1000 м, мин. 4,0
Практический потолок, м 4500
Дальность полёта максимальная, км 540
Длина разбега, м

пробега, м

105
140
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Андреев И. Авиаподдержка земледельцев. // Техника - молодёжи. - 1977. - №8. - С. 38-39.
  2. Бипланы, трипланы, гидросамолёты. / Пер. с англ. Т.Горошковой. - М.: АСТ, 2001. - С. 47-49.
  3. Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 93-94.
  4. Заярин В.М., Котлобовский А.В. Ан-2 над полем боя. // Авиация и Время. - 1995. - №2. - С. 36-37.
  5. Заярин В.М., Удалов К.Г. Летающий везде, где есть небо. // Авиация и Время. - 2003. - №2. - С. 4-24, 46.
  6. Киржнер Ю.М. Ан-2 и кресло маршала Говорова. // Авиация и Время. - 1998. - №1. - С. 36-37.
  7. Радченко И.В., Крамчанинов В.П., Дубринский В.П. Самолёт Ан-2. - М.: Редиздат Аэрофлота, 1959.
  8. Султанов И. Ан-2К - НАК. // Крылья Родины. - 1983. - №6. - С. 21.
  9. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. - Изд. 3-е, испр. - Т. 2. - М.: "Машиностроение", 1994. - С. 389-398.
  10. Шахатуни Е.А. Ан-2: начало биографии. // Авиация и Время. - 1997. - №4. - С. 4-5.
  11. Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 6-23.
  12. Якубович Н.В. Самолёт многих поколений: О долгожителе Ан-2 и его модификациях. // Крылья Родины. - 2001. - №9. - С. 3-6.
Транспортные | На главную