АИ-25ТЛ

Разработка двухконтурного турбореактивного двигателя АИ-25 началась в ЗМКБ в 1967 году под руководством В.А.Лотарёва. Серийное производство организовано на Запорожском заводе "Моторостроитель". Двигатель сертифицирован (впервые в отечественном двигателестроении) Авиационным регистром ФРГ и Италии на соответствие нормам лётной годности.

АИ-25 выполнен по двухвальной схеме. Состоит из двухкаскадного 11-ступенчатого (3 ступени низкого и 8 ступеней высокого давления) осевого компрессора, разделительного корпуса, кольцевой камеры сгорания с 12 форсунками, одноступенчатой охлаждаемой (статор) турбины высокого давления, двухступенчатой турбины низкого давления, корпуса задней опоры с двухконтурным реактивным соплом и агрегатов, обеспечивающих работу двигателя и его систем. Работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ. Запуск двигателя осуществляется от воздушного стартера СВ-25.

Всего изготовлено около 6500 двигателей АИ-25 всех модификаций. Капитальный ремонт осуществляется на авиаремонтном заводе №570 в Ейске.

Модификации:

  • АИ-25 - базовый. Устанавливался на Як-40.
  • АИ-25В - двигатель для L-39. Отличается конструкцией топливно-масляной системы. Выпускался по лицензии в Чехословакии.
  • АИ-25ТЛ - форсированный до 1720 кгс. Отличается противоотлединительным устройством, специальной системой смазки подшипников для выполнения перевёрнутого полёта, системой воздушного запуска с раздельными соплами внешнего и внутреннего контуров, доработанной коробкой приводов. Увеличена температура газов перед турбиной и степень сжатия компрессора. Выпускался с 1973 года. Изготовлено 2650 двигателей. Устанавливался на L-39.

Технические характеристики (АИ-25ТЛ)

Габариты, мм:

длина
ширина
высота

3358
985
958
Масса сухая, кг 400
Степень двухконтурности 1,98
Расход воздуха через компрессор, кг/с 46,8
Степень повышения давления в компрессоре 9,5
Температура газа перед турбиной, °C 957
Взлётная тяга, кгс 1720
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч.:

на взлётном режиме
на крейсерском режиме

0,59
0,815
Частота вращения ротора, об/мин. -

Литература

  1. Богуслаев В. 85 лет на службе авиации. // Крылья Родины. - 2001. - №9. - С. 14-17.
  2. Виноградов Р.И., Пономарёв А.Н. Развитие самолётов мира. - М.: "Машиностроение", 1991. - С. 220.
  3. Сойко Н. Нестареющий "Альбатрос": Об УТС L-39. // Крылья Родины. - 1998. - №11. - С. 9-17.
  4. Удалов К.Г., Шам О.В. Самолёт Як-40. - М.: "Транспорт", 1992.
Двигатели | На главную