Спортивно-тренировочный самолёт "Злин-26" разработан в 1946 году в КБ чехословацкой фирмы "Мораван" под руководством К.Томеша. Для обеспечения необходимой устойчивости и необходимой полётной центровки применено крыло со стреловидной передней кромкой и прямой задней. Самолёт успешно прошёл испытания и был запущен в серийное производство. "Злин" построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж ферменный из стальных труб, обтянутый полотном. Крыло однолонжеронное, большого удлинения, трапецевидное в плане. Механизация крыла состяла из элеронов и посадочного щитка с ручным приводом. На "Злин-26" крыло имело деревянную конструкцию, начиная с "Злин-126" - металлическую. Шасси трёхопорное с хвоствым колесом, начиная с "Злин-326" - убирающееся (привод электрический). Силовая установка состоит из поршневого 4-цилиндрового (начиная с "Злин-226" - 6-цилиндрового) рядного двигателя воздушного охлаждения Вальтер "Минор" с двухлопастным деревянным винтом постоянного (на "Злин-526" изменяемого) шага. У двухместных модификаций управление самолётом спаренное. "Злин" стал одним из удачных и самых распространённых в мире учебно-спортивных самолётов. Он отличался простотой обслуживания. Ресурс отдельных экземпляров превышал 3000 лётных часов. Долгое время он был одним из немногих пилотажных самолётов, способных выполнять обратный пилотаж. До середины 70-х годов он был непременным участником всех чемпионатов мира по высшему пилотажу. Спортсмены неоднократно завоёвывали на нём призовые места. "Злины" поставлялись на экспорт в Австралию, США, многие страны Азии и Африки. Двухместные "Злин-226" и -326 поставлялись в СССР, где применялись во всех аэроклубах ДОСААФ. На них проводились чемпионаты СССР. На них начинали осваивать высший пилотаж такие спортсмены, как В.Мартемьянов, И.Егоров, В.Лецко, ставшие затем абсолютными чемпионами мира. Фотографии Злин-326 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики (Злин-326)
Литература
|