Як-55М

Пилотажный самолёт Як-55 разработан в ОКБ им. А.С.Яковлева в 1979 году. Главным конструктором Як-55 был Ю.И.Янкевич. Впервые на этом самолёте применено симметричное крыло, установленное без угла атаки, ось вектора тяги совмещена с хордой крыла. Такая контрукция крыла упростила выполнение многих фигур высшего пилотажа, начиная с обычных "бочек" и кончая сложными фигурами на вертикалях: "колокол", "абракадабра", положительные и отрицательные штопорные "бочки". Конструкция крыла была запатентована и на её основе в 1980-х годах выпускались многие спортивные самолёты США, ФРГ, Австрии и Франции. Первый полёт прототипа состоялся 28 мая 1981 года.

Як-55 представляет собо одноместный моноплан с среднерасположенным свободнонесущим крылом симметричного профиля. Шасси неубирающееся, трёхопорное с хвостовой опорой. Основные стойки рессорного типа выплолнены из титанового сплава ВТ-23. На самолёте установлен поршневой звездообразный 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-14П с воздушным винтом изменяемого шага В-530ТА-Д35. Пилотажно-навигационный комплекс боpтового обоpудования обеспечивает пилотиpование самолета днём в пpостых метеоусловиях. В состав обоpудования входит pадиостанция "Бpиз".

На чемпионатах мира по высшему пилотажу 1982 и 1986 годов сборная СССР выступала на Як-55. В 1985 году были модернизированы крыло и элероны и в таком виде самолёт был запущен в серийное производство на Арсеньевском авиационном заводе "Прогресс".

Весной 1989 года в ОКБ начались работы по модернизации самолёта. На самолёте были уменьшены размах и площадь крыла, увеличена площадь элеронов. Всё это позволило увеличить угловую скорость вращения самолёта до 6 рад/с. Скорость горизонтального полёта выросла на 10 км/ч. Для снижения усилий на ручку управления были установлены выносные аэродинамические компенсаторы. Для уменьшения длины пробега на самолёте были установлены новые колёса с более эффективными гидравлическими тормозами. Были также изменены форма и конструкция фонаря.

Работа по модернизации была проведена в сжатые сроки. Первый полёт Як-55М состоялся в мае 1989 года, а в июне сборная СССР уже выступала на нём на чемпионате Европы в Чехословакии. Спортсменка С.Кабацкая завоевала на нём чемпионский титул.

Всего было изготовлено 214 самолётов Як-55 и Як-55М. Поставлялся на экспорт в США (более 50 самолётов). На базе Як-55М разработан учебный самолёт Як-54.

Фотографии Як-55 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Як-55 - базовый. Первый полёт в мае 1981 года. В 1985-1991 годах изготовлено 108 самолётов.
  • Як-55М - модернизированный. Отличается крылом уменьшенного размаха, увеличенной площадью элеронов. Первый полёт в мае 1989 года. В 1991-1993 годах изготовлено 106 самолётов. В 1996 году выпущено 7 комплектов деталей для сборки в США.
  • Як-54 - двухместный учебно-тренировочный на базе Як-55М. Первый полёт 23 декабря 1993 года.

Лётно-технические характеристики

Як-55 Як-55М
Двигатель М-14П М-14П
Взлётная мощность, л.с. 360 360
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

9,0
7,29
2,2
8,1
7,29
2,2
Площадь крыла, м2 14,8 12,8
Максимальная взлётная масса, кг:

в тренировочном варианте
в перегоночном варианте

875
975
855
975
Запас топлива, л 140 140
Скорость, км/ч:

максимальная по прибору
у земли
пилотирования

450
290
360
450
305
360
Максимальная скорость вращения вокруг продольной оси, рад/с 4 6
Максимальная вертикальная скорость, м/с:

на взлётном режиме у земли
на номинальном режиме у земли
на высоте 1000 м
на высоте 3000 м

15,5
10,0
8,5
5,2
15,5
10,0
8,5
5,2
Максимально допустимые перегрузки:

положительная
отрицательная

9
6
9
6
Практическая дальность полёта, км 705 705
Длина разбега, м

пробега, м

150
465
150
465
Экипаж, чел. 1 1

Литература

  1. Кондратьев В.П. Як-55 // Крылья Родины. - 1986. - №9. - С. 20-21.
  2. Удалов К.Г. Самолёт Як-55М. - М.: Транспорт, 1992.
Спортивные | На главную