Пилотажный самолёт Як-55 разработан в ОКБ им. А.С.Яковлева в 1979 году. Главным конструктором Як-55 был Ю.И.Янкевич. Впервые на этом самолёте применено симметричное крыло, установленное без угла атаки, ось вектора тяги совмещена с хордой крыла. Такая контрукция крыла упростила выполнение многих фигур высшего пилотажа, начиная с обычных "бочек" и кончая сложными фигурами на вертикалях: "колокол", "абракадабра", положительные и отрицательные штопорные "бочки". Конструкция крыла была запатентована и на её основе в 1980-х годах выпускались многие спортивные самолёты США, ФРГ, Австрии и Франции. Первый полёт прототипа состоялся 28 мая 1981 года. Як-55 представляет собо одноместный моноплан с среднерасположенным свободнонесущим крылом симметричного профиля. Шасси неубирающееся, трёхопорное с хвостовой опорой. Основные стойки рессорного типа выплолнены из титанового сплава ВТ-23. На самолёте установлен поршневой звездообразный 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-14П с воздушным винтом изменяемого шага В-530ТА-Д35. Пилотажно-навигационный комплекс боpтового обоpудования обеспечивает пилотиpование самолета днём в пpостых метеоусловиях. В состав обоpудования входит pадиостанция "Бpиз". На чемпионатах мира по высшему пилотажу 1982 и 1986 годов сборная СССР выступала на Як-55. В 1985 году были модернизированы крыло и элероны и в таком виде самолёт был запущен в серийное производство на Арсеньевском авиационном заводе "Прогресс". Весной 1989 года в ОКБ начались работы по модернизации самолёта. На самолёте были уменьшены размах и площадь крыла, увеличена площадь элеронов. Всё это позволило увеличить угловую скорость вращения самолёта до 6 рад/с. Скорость горизонтального полёта выросла на 10 км/ч. Для снижения усилий на ручку управления были установлены выносные аэродинамические компенсаторы. Для уменьшения длины пробега на самолёте были установлены новые колёса с более эффективными гидравлическими тормозами. Были также изменены форма и конструкция фонаря. Работа по модернизации была проведена в сжатые сроки. Первый полёт Як-55М состоялся в мае 1989 года, а в июне сборная СССР уже выступала на нём на чемпионате Европы в Чехословакии. Спортсменка С.Кабацкая завоевала на нём чемпионский титул. Всего было изготовлено 214 самолётов Як-55 и Як-55М. Поставлялся на экспорт в США (более 50 самолётов). На базе Як-55М разработан учебный самолёт Як-54. Фотографии Як-55 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|