В 1981 году заместитель главкома ВВС Маршал авиации А.Н.Ефимов предложил разработать на базе штурмовика Су-25 учебно-тренировочный самолёт для замены чехословацких L-39. Разработка Су-25УТ (обозначение ОКБ Т8-УТ) началась в ОКБ им. П.О.Сухого в 1987 году. В июне опытный самолёт Т8-УБ1 был поставлен на доработку. Для улучшения лётно-технических характеристик было решено его максимльно облегчить. С этой целью были демонтированы все системы вооружения и прицельное оборудование. Из-за изменившейся центровки в носовом отсеке фюзеляжа пришлось разместить центровочный груз. В августе Су-25УТ впервые поднялся в небо. Самолёт начали готовить к воздушному параду в Тушино в честь Дня Воздушного Флота, но в последний момент его участие в параде было отменено. Вскоре под обозначением Су-28 он принял участие в спортивных соревнованиях в Волгограде, где занял третье место. Испытания самолёта продолжались два года. За это время в его конструкцию внесли ряд существенных доработок, после чего он получил обозначение Су-28М. В таком виде он вместе с боевым Су-25 в июне 1989 года участвовал в аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже, затем в авиационных выставках на Филиппинах, в Дубаи и Абу-Даби. Кострукция Су-28 аналогична Су-25УБ. Отличия заключаются в сокращённом составе оборудования. Встроенная пушка, пилоны под крылом для подвески вооружения, бронеэкраны двигателей, заполнение топливных баков пенополиуретаном, дублирующая проводка управления рулём высоты отсутствуют. Отсутствует также электрооборудование, обслуживающее демонтированные системы, и часть оборудования топливной системы. Для приведения самолёта к штатной центровке установлен центровочный груз. Пушечный отсек и окно прицельной станции "Клён" в носовой части зашиты. Для дальних перелётов предусматривалась подвеска до 4 ПТБ-800 с возможностью их аварийного сброса. Су-28 предназначался для обучения технике пилотирования, самолётовождения, групповой слётанности и отработки фигур лётного пилотажа. Он позволял вести обучение в любых погоднях условиях и в любое время суток. Оборудование самолёта позволяло выполнять тренировочные полёты с имитацией отказа пилотажно-навигационной системы, двигателя и самолётных систем. Су-28 обладал высокой маневренностью, мог взлетать, выполнять полёт и садиться с одним работающим двигателем. Шасси самолёта выдерживало грубые посадки и допускало базирование на грунтовых аэродромах. Из-за начавшегося экономического и политического кризиса в стране Су-28 не был запущен в серийное производство. Опыт создания Су-28 был использован при разработке учебно-тренировочного самолёта для палубной авиации Су-25УТГ. Лётно-технические характеристики
Литература
|