![]() Решение о создании ближнемагистрального пассажирского самолёта RRJ (российский региональный самолёт) в холдинге "Сухой" было принято в 2000 году. Специально для этого было создано подразделение "Гражданские самолёты Сухого". Руководителем программы назначен В.Субботин (в 2009 году его сменил В.С.Присяжнюк). В декабре 2002 года ГСС заключил долгосрочные контракты о сотрудничестве с американской корпорацией "Боинг" и французской фирмой "Снекма". В начале 2003 года проект RRJ-75 принял участие в конкурсе Росавиакосмоса на ближнемагистральный самолёт. Его конкурентами были проекты Ту-414 и М-60-70. Не смотря на то, что Ту-414 обладал лучшими технико-экономическими показателями, 11 марта комиссия объявила победителем проект RRJ. Для реализации проекта из госбюджета было выделено 38,9 млн. долларов США. Однако этих средств не хватило и к 2007 году бюджетное финансирование увеличилсь более чем в 12 раз. В 2004 году проект RRJ выиграл конкурс "Аэрофлота" на поставку регионального самолёта. 1 февраля 2005 года в Комсомольске-на-Амуре был создан филиал ГСС. В 2006 году к проекту присоединилась итальянская компания "Аления Аэронаутика". 17 февраля 2006 года началась сборка первого фюзеляжа. 28 января 2007 года он был доставлен на Ан-124 в Жуковский для проведения статических испытаний в ЦАГИ. 17 июля впервые было представлено официальное название самолёта - Sukhoi SuperJet 100. 26 сентября 2007 года из сборочного цеха в Комсомольске-на-Амуре был выкачен первый лётный экземпляр. 14 мая 2008 года он совершил первую пробежку по ВПП, а 19 мая впервые поднялся в небо. Заводские испытания завершились к октябрю того же года. В ноябре планёр 95006 был доставлен в СибНИИА для проведения ресурсных испытаний. 24 декабря взлетел второй лётный прототип. Оба прототипа приступили к программе сертификационных испытаний, которые проходили в Жуковском, Архангельске, Армении, Якутске, Турине. В июне 2009 и июле 2010 к испытаниям присоединидлись ещё два прототипа. Сертификат МАК был получен 3 февраля 2011 года. Ровно через год был выдан сертификат типа EASA. В июне 2009 года SSJ100 был впервые показан публике на авиасалоне в Ле-Бурже. В августе того же года он демонстрировался на Московском авиасалоне, в июле 2010 года - на авиасалоне в Фарнборо. Серийное производство организовано на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. В производстве участвуют также ВАСО и НАПО. Первый серийный SSJ100 в апреле 2011 года был передан авиакомпании "Армавиа". 21 апреля состоялся первый коммерческий рейс с пассажирами. SSJ100 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом и однокилевым оперением. В конструкции планёра применены детали из композиционных материалов. Механизация крыла состоит из однощелевых закрылков. Предусмотрена установка законцовок крыла. Шасси убирающееся трёхопорное с носовой стойкой. Система управления полётом дистанционная электронная без механического резервирования. Вместо штурвала впервые на отечественном пассажирском самолёте применён "сайдстик". Силовая установка состоит из 2 ТРДД SaM146 и ВСУ Хоневел RE220. Разработано несколько вариантов компоновки салона с числом пассажиров от 78 до 98. По состоянию на март 2014 года изготовлено 54 самолёта, в том числе 47 серийных. Поставляется на экспорт в Армению, Индонезию, Италию, Лаос, Мексику. Планируется организовать сборку в Китае. В России эксплуатируется авиакомпаниями "Аэрофлот", "Газпромавиа", "Московия", "Центр-Юг", "Якутия". 1 самолёт принадлежит МВД РФ. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|