Разработка большого десантного корабля океанской зоны проекта 1174 (шифр "Единорог") началась в Невском проектно-конструкторском бюро в сентябре 1964 года под руководством главного конструктора П.П.Милованова. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга А.В.Бехтерев. Разработка корабля подобного класса оказалась во многом новым для отечественой практики и потребовала большого объёма исследовательских работ. К работе над проектом привлекались специалисты ЦНИИ им. А.Н.Крылова, 1 ЦНИИ МО (кораблестроение ВМФ) и других организаций. Для увеличения скорости хода и повышения мореходности корпус был выполнен с конструктивным дифферентом на корму, носовым бульбом и заострёнными в носовой части ватерлиниями. Обводы корпуса отрабатывались в опытовом бассейне ЦНИИ им. А.Н.Крылова. Эскизный проект был утверждён 29 октября 1965 года. В третьем квартале 1966 года специалисты ЦКБ-17 завершили разрабортку технического проекта БДК с доковой камерой длиной 75 м (50% длины корабля). Корабль мог принимать на борт 3 десантных плашкоута проекта 1785 и 2 вертолёта Ка-252ТБ. Но в сентябре 1966 года командование ВМФ совместно в Минсудпромом решило внести в проект изменения, предусматривавшие размещение в доковой камере ракетных и торпедных катеров, вертолётов и другой техники. Ширина докой камеры была увеличена, усилено артиллерийское и авиационное вооружение. Скорректированный технический проект был утверждён 14 мая 1968 года. В 1981 году разаботчики проекта были удостоены Государственной премии СССР. Строительство головного корабля "Иван Рогов" (заводской №101) началось в сентябре 1973 года на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" (№820) в Калининграде. Сдан ВМФ в июне 1978 года и включён в состав Тихоокеанского флота. Корабль предназначен для транспортировки и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с малым уклоном дна (2-3°) сил десанта с боевой техникой. Корабль способен производить высадку войсковых подразделений непосредственно на берег, плавающую технику - на воду, неплавающую - с помощью десантно-высадочных плавсредств, а личный состав десанта с носимым оружием - на вертолётах. БДК "Иван Рогов" представляет собой многопалубный корабль с полубаком и развитой кормовой надстройкой. В носовой его части имеется танковый трюм (54x12x5 м), а в кормовой - доковая камера (75x12x10 м). Стапель-палуба расположена на один твиндек ниже танковой палубы. Для погрузки техники с пирса при швартовке кормой, а также для приёма в док-камеру плавсредств и выгрузки их из неё в транце имеется лацпорт с откидным герметическим закрытием, которое в опущенном положении служит сходней для прохода техники. Перемещение техники по кораблю осуществляется тремя сходнями с гидравлическими приводами (одна расположена между доковой камерой и танковым трюмом, две другие - между верхней и танковой палубами). Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и выдвижную сходню длиной около 32 м (в походном положении находится под верхней палубой, выдвигается с помощью гидравлического привода). Главная энергетическая установка включает 2 газотурбинных агрегата М8К, работающих на два гребных винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках, а вспомогательные механизмы располагаются между ними под стапель-палубой. Источниками электроэнергии служат 6 дизель-генераторов мощностью по 500 кВт. При отсутствии плавсредств корабль может брать на борт либо до 50 танков, либо до 80 БТР и БМП, либо до 120 автомобилей. Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и четырёхместных офицерских каютах. Для выгрузки неплавающей техники без подхода к берегу в доковую камеру может быть принято 6 десантных катеров пр.1785 или пр.1176 "Акула", либо 3 десантных катера на воздушной подушке пр.1206 "Кальмар" или пр.11770 "Серна". На корабле могут базироваться 4 транспортно-боевых вертолета Ка-29. Для них на верхней палубе имеются 2 взлётно-посадочные площадки и ангар, размещённый в надстройке между ними. В состав вооружения корабля входят: 1 спаренная ПУ ЗРК "Оса-М" (боекомплект 20 ЗУР), двухорудийная 76,2-мм артустановка АК-726 (боекомплект 1000 снарядов) с радиолокационной системой управления стрельбой типа МР-105, 4 30-мм автомата АК-630 с 2 радиолокационными системами управления стрельбой типа МР-123 (по два на каждом борту), 1 ПУ реактивной системы залпового огня "Град-М" (боезапас 320 ракет). В состав радиотехнического оборудования входят: РЛС общего обнаружения МР-310А, 2 навигационные РЛС, средства радиосвязи, пассивные системы РЭБ, средства обнаружения и уничтожения подводных диверсантов. Корабли пр.1174 являются универсальными кораблями. Они обладают практически неограниченной мореходностью, способны долгое время действовать в удалённых от баз районах, принимать участие в операциях любого масштаба. Аналогов в мире не имеют. С 27 февраля по 3 июля 1979 года БДК "Иван Рогов" совместно с ТАКР "Минск" совершил переход вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток. Во время перехода были совершены деловые заходы в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик), Порт-Луи (Маврикий) и Аден (НДРЙ). В 1996 году исключён из состава ВМФ и передан для разделки на металл. Биографическая справка
Рогов Иван Васильевич (1899 - 1949) - советский военачальник, генерал-полковник
береговой службы (1944). Родился в Казани. Окончил Казанскую губернскую школу
общественных наук. Член ВКП(б) с 1981 года. В 1919 году по партийной мобилизации
направлен в Красную Армию. Участник Гражданской войны. С 1921 года на партийно-политической
работе в различных подразделениях и частях. В 1937-1938 годах военком стрелковой
дивизии, Генштаба РККА, член Военного совета Белорусского ОВО. С марта 1939 года
начальник Политического управления ВМФ (с 1940 года - Главного управления политпропаганды
ВМФ) и зам. наркома ВМФ. Во время Великой Отечественной войны одновременно член
Военного совета ЧФ (декабрь 1943 - февраль 1944). В 1946-1949 годах член Военного
совета Прибалтийского ВО. Член ЦК ВКП(б) в 1939-1949 годах. Избирался депутатом
Верховного Совета СССР 2 созыва. Умер в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Тактико-технические данные:
Литература
|