Многоцелевой самолёт М-101 разработан в ОКБ им. В.М.Мясищева. Первоначально самолёт назывался "Комби", позже "Нелли", затем "Гжель". Окончательное название - "Сокол". В ходе проектирования проведён большой объём теоретических исследований. Аэродинамическая компоновка отработана на 7 моделях. Прототип изготовлен совместно Экспериментальным машиностроительным заводом им. В.М.Мясищева и АО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол"". М-101 впервые поднялся в небо 31 марта 1995 года в Нижнем Новгороде. В 1997 году началось его серийное производство на авиазаводе "Сокол". В апреле 2001 года для производства и продажи самолёта "Каскол", "Сокол" и ЭМЗ образовали фирму НОРС (Новые региональные самолёты). 30 декабря 2002 года на М-101Т получен сертификат типа по нормам АП-23. М-101 представляет собой турбовинтовой низкоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным крылом и нормальным оперением. Особенностью самолёта является герметичный салон на 7 пассажиров, позволяющий совершать полёт на высотах до 8000 м. Крыло снабжено поворотными закрылками со смещённой осью вращения (отклоняются на 45°) и элеронами. Шасси самолёта убирающееся, трёхопорное с передней самоориентирующейся стойкой. Пилотажно-навигационное оборудование позволяет совершать всепогодные полёты в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях, в том числе полёт по приборам с одним пилотом на борту. Предусмотрена возможность второго управления. При этом кресло правого пилота может использоваться как пассажирское. В качестве силовой установки выбран чешский турбовинтовой двигатель Вальтер M-601F (использовался на самолёте L-410). Винт малошумный, пятилопастный, изменяемого шага V-510 чешско-американской фирмы "Авиа-Гамильтон стандарт". Базовая компоновка самолёта - административный вариант для перевозки 4-5 пассажиров. В задней части фюзеляжа предусмотрен багажный отсек, в котором может монтироваться туалет. Широкая дверь позволяет конвертировать самолёт в грузовой или санитарный (один больной на носилках с сопровождающими). Самолёт может использоваться для мониторинга атмосферы и поверхности земли, проведения работ по аэрофотосъемке и геологоразведке, в спасательном, санитарном и учебно-тренировочном вариантах. Календарный срок службы - 20 лет при межремонтном ресурсе 3000 часов без ограничения числа ремонтов. Производство продолжалось до 2009 года. Всего изготовлено 24 самолёта. Лётно-технические характеристики
Литература
|