КрАЗ-260

Разработка грузового автомобиля повышенной проходимости КрАЗ-260 началась в КБ Кременчугского автомобильного завода в 60-х годах под руководством главного конструктора В.В.Таболина. Он предназначался для замены автомобиля КрАЗ-255Б. Автомобиль получил новую цельнометаллическую кабину (от КрАЗ-250) и оперение. Для улучшения обзора кабина была несколько надвинута на двигатель. Это также позволило увеличить длину грузовой платформы. Установлен более мощный двигатель ЯМЗ-238Л с турбонаддувом. Всё это позволило увеличить грузоподхёмность на 1,5 т. Автомобиль прошёл всесторонние испытания в НИИ-21 в Бронницах. Внедрение в производство задержалось из-за отсутствия на заводе мощностей для изготовления цельнометаллических кабин. Первая опытео-промышленная партия КрАЗ-260 была изготовлена в 1979 году. Серийное производство началось в 1981 году и велось параллельно с КрАЗ-255Б1.

Автомобиль КрАЗ-260 предназначен для перевозки различных грузов и личного состава по дорогам всех категорий и бездорожью. На аэродромах применяется для буксировки ЛА массой до 75 т.

КрАЗ-260 имеет капотную компоновку. Грузовая платформа металлическая с задним открывающимся бортом, снабжена откидными скамейками, дугами и тентом. Для увеличения проходимости применены неотключаемый полный привод, короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка, система регулирования давления в шинах. Силовая установка состоит из 8-цилиндрового V-образного четырёхтактного многотопливного дизеля с турбонаддувом ЯМЗ-238Л (с 1984 года ЯМЗ-238А). Имеется предпусковой подогреватель и устройство "Термостарт", облегчающее пуск двигателя при низкой температуре. В выпускной системе отсутствует глушитель - часть энергии отработанных газов поглащает турбина нагнетателя. Запас топлива размещён в 2 основных и 1 дополнительном топливных баках. Сцепление двухдисковое сухое. Коробка передач ЯМЗ-238Б 4-ступенчатая с синхронизаторами на всех передачах кроме заднего хода. Она выполнена в блоке с двухступенчатым демультипликатором, имеющим пневмопривод переключения передач. Раздаточная коробка двухступенчатая с электропневмотическим устройством переключения передач. В неё вмонтирован межосевой дифференциал. Средний мост проходного типа. Рулевой механизм (от автомобиля МАЗ-5336) оснащён гидроусилителем. Подвеска рессорная с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Рабочий тормоз барабанного типа на все колёса с раздельным пневматическим приводом. Стояночный тормоз с пружинными энергоаккумуляторами действует на тележку. Имеется вспомогательный моторный тормоз с пневмоприводом. Под грузовой платформой установлена лебёдка для самовытаскивания (тяговое усилие 12000 кгс, длина троса 55 м). Кабина цельнометаллическая, оборудована системами отопления и вентиляции. Сиденья регулируются по высоте, расстоянию до руля и углу наклона спинки. На крыше кабины установлена фара-искатель. В штатную комплектацию входит радиоприёмник.

Серийное производство КрАЗ-260 продолжалось до 1994 года, после чего на конвейере его сменил более совершенный КрАЗ-6322. Но мелкими партиями по спецзаказу выпускался до конца 1990-х. С 1983 года поставлялся на экспорт в ГДР, позже в другие страны Варшавского договора, в Индию.

Модификации автомобиля:

  • КрАЗ-260 - базовый. Серйиное производство с 1981 года.
  • КрАЗ-260А - с дизелем ЯМЗ-238Н. Отличался отсутствием бензоцентробежных насосов БЦН-1 и дополнительного топливного бака.
  • КрАЗ-260В - седельный тягач. Отличается седельно-сцепным устройством, укороченной в задней части рамой. Предназначен для работы с полуприцепом полной массой до 27,5 т (на грунте 23 т). Первые образцы изготовлены в 1979 году, серийное производство в 1982-1995 годах.
  • КрАЗ-260Г - удлинённое шасси. Производство в 1982-1990 годах.
  • КрАЗ-260ГМ - вариант с возможность буксировки прицепов массой до 10 т.
  • КрАЗ-260Д - опытный седельный тягач для активного автопоезда. Изготовлено 2 автомобиля.
  • КрАЗ-260Л - опытный лесовоз. Конструкция аналогична КрАЗ-255Л1.
  • КрАЗ-260С - северный. Отличался утеплённой кабиной с 2 отопителями, резинотехническими изделиями из морозостойкой резины, электрообогревом лобового стекла, 2 топливными баками на 250 л.
  • КрАЗ-6437 - серийный лесовоз. Отличается конструкцией ходовой части.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота по кабине

9030
2720
2985
База, мм 4600+1400
Колея, мм 2160
Дорожный просвет, мм 370
Радиус поворота, м 13
Масса, кг:

в снаряженном состоянии
полная

12775
22000
Грузоподъёмность, кг 9000
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг:

по шоссе
по грунту

30000
10000
Двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с.

ЯМЗ-238Л
8
14860
16,5
300
Число передач 8x2
Колёсная формула 6x6
Размер шин 1300x530-533
Запас топлива, л 2x165+50
Скорость максимальная, км/ч 80
Запас хода, км 1000
Глубина преодалеваемого брода, м 1,2
Максимальный преодалеваемый подъём, % 58
Тормозной путь со скорости 40 км/ч, м 17,2
Контрольный расход топлива при скорости 50 км/ч, л/100 км 34

Литература

  1. Таболин В.В. КрАЗ-260 // За рулём. - 1982. - №5. - С. 12-13.
  2. Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты. - М.: "Патриот", 1990. - С. 95-96.
  3. Колеватов А. Армейский полноприводый автомобиль КрАЗ-260 // М-Хобби. - 2004. - №10. - С. 28-36.
  4. Кочнев Е.Д. Автомобили Советской Армии 1946-1991. - М.: "Яуза", 2011. - С. 124-128.
  5. Краткий автомобильный справочник. Гос. НИИавтомоб. трансп. - Изд. 10-е., перераб. и доп. - М.: "Транспорт", 1983. - С. 74-75.
  6. Моргун Н. Украинские богатыри // Автомобильный моделизм. - 2003. - №3. - С. 12-15.
  7. Платонов В.Ф. Полноприводные автомобили. - М.: "Машиностроение", 1989. - С. 55-64.
  8. Технические средства тылового обеспечения. - М.: Воениздат, 2003. - С. 21-22.
  9. Шугуров Л.М. Автомобили России, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Латвии, Украины, Эстонии. - Т. 3. - М.: "Илби", 1999. - С. 64-65.
  10. Энциклопедия грузовых автомобилей. - М.: "За рулём", 2001. - С. 211-212.
Аэродромная техника | На главную