Ка-115

Разработка лёгкого многоцелевого вертолёта Ка-115 в АООТ "Камов" началась в начале 90-х годов в соответствии с "Государственной программой развития гражданской авиационной техники России до 2000 года". Предполагалось, что новый вертолёт придёт на смену находящимся в эксплуатации лёгким вертолётам Ка-26 и Ми-2.

Для Ка-115 была разработана двухвинтовая соосная несущая система по конструкции аналогичная использованной на Ка-50. В конструкции планёра широко использованы композиционные материалы. В качестве силовой установки было решено применить серийный ГТД, производимый на совместном российско-канадском предприятии Прэтт-Уитни-Климов в С.-Петербурге. Для оптимизации технологических, эксплуатационных и эргономических характернистик был построен натурный макет. В аэродинамической трубе ЦАГИ были проведены продувки моделей вертолёта с целью оптимизации аэродинамической компоновки и лабораторные испытания воздухозаборников с пылезащитным устройством. Большой объём работ был проведён по обеспечению выживаемости экипажа и пассажиров при аварийной посадке. Макет вертолёта был впервые показан публике на выставке МАКС-95 в Жуковском. Серийное производство предполагается на Северном заводе в С.-Петербурге.

Ка-115 построен по соосной схеме. Фюзеляж имеет каркасную конструкцию с обшивкой из композиционный материалов. Несущие винты трёхлопастные, противоположного вращения, с бесшарнирным креплением лопастей. Лопасти полностью изготовлены из КМ. Втулки винтов имеют многослойные пластинчатые торсионы. На хвостовой балке установлен неуправляемый стабилизатор с 2 концевыми вертикальными шайбами. Вертикальное оперение стреловидное. Шасси лыжное с амортизаторами повышенной энергоёмкости. Силовая установка состоит из ТВД Прэтт-Уитни/Климов PW/K-206D. Воздухозаборники двигателя оборудованы пылезащитным устройством инерционного действия в модульном исполнении. Отсек силовой установки оборудован системой пожаротушения. Кабина расположена в передней части фюзеляжа и имеет большую площадь остекления. За кабиной расположен грузовой отсек объёмом 1,2 м3. Для доступа в кабину с каждой стороны имеется по две двери, одна из которых сдвижная. Доступ в грузовой отсек может осуществляться из кабины или снаружи через боковые и задний люки.

Вертолёт Ка-115 может применяться в качестве пассажирского (4 пассажира), грузопассажирского (700 кг груза или 4-5 пассажиров на легкосъёмных сиденьях), санитарного (1 больной на носилках с сопровождающим), патрульного (3-4 десантника со спецснаряжением, оборудуется системой ускоренного спуска), поисково-спасательного (оборудуется лебёдкой).

Лётно-технические характеристики

Двигатели PW/K-206D
Взлётная мощность, э.л.с. 650
Диаметр несущих винтов, м 9,5
Габариты, м:

длина фюзеляжа
ширина
высота

9,2
2,0
3,6
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная

-
-
1850
Число пассажиров, чел. 4-5
Максимальная коммерческая нагрузка, кг:

в фюзеляже
на внешней подвеске

700
900
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

250
230
Максимальная скороподъёмность, м/с 11,5
Потолок, м:

статический без влияния земли
статический с влиянием земли
динамический

2350
3100
5200
Дальность полёта, км:

максимальная
перегоночная с ПТБ

780
1200
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Винтокрылая "Москвичка". // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 54.
  2. Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 115-116.
  3. Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 159-162.
Вертолёты | На главную