Разработка лёгкого многоцелевого самолёта Ил-103 в
АНТК им. С.В.Ильюшина началась в 1988 году.
Впервые поднялся в небо 17 мая 1994 года. В марте 1996 года самолёт
сертифицирован по правилам FAR-23 и АП-23. Серийное производсво организовано
в 1995 году на Луховицком машиностроительном заводе объединения РСК "МиГ".
Ил-103 предназначен для первоначальной подготовки лётчиков и использования
в качестве самолёта общего назначения. Самолёт выполнен по аэродинамической
схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая с
использованием отдельных элементов из композиционных материалов (законцовки
крыла, рули, триммеры). Крыло прямое. Шасси неубирающееся, трёхопорное с
носовой стойкой. Силовая установка состоит из двигателя IO-360ES американской
фирмы "Теледайн Континентал Моторс" с двухлопастным винтом фирмы "Хартцель"
диаметром 1,93 м. Предусмотрена установка более мощного двигателя фирмы
"Текстрон Лайкоминг" с винтом постоянного шага.
В 1995 году на брюссельской выставке иноваций и изобретений "Эврика-95"
самолёт Ил-103 удостоен Золотой медали. Выпущено не менее 66 самолётов.
Поставлялся на экспорт в Белоруссию (4 самолёта), Лаос (3), Перу (6), ЮАР,
Южную Корею (23).
Модификации самолёта:
-
Ил-102-01 - базовый. Предназначен для российского рынка.
-
Ил-102-10 - экспортный. Отличается составом БРЭО.
-
Ил-102-11 - экспортный.
-
Ил-102ЛЛ - летающая лаборатория. Первый полёт в 2003 году.
-
Ил-102П - патрульный. Разработан в 2002 году для Казахстана.
-
Ил-102СХ - сельскохозяйственный. Разработан в 2000 году.
Лётно-технические характеристики
| Двигатель |
IO-360-ES2B |
| Взлётная мощность, л.с. |
210 |
| Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
10,56
7,81
1,42 |
| Площадь крыла, м2 |
14,71 |
| Масса, т:
пустого
взлётная максимальная |
900
1310 |
| Масса коммерческой нагрузки, кг |
270 |
| Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
220
180 |
| Скороподъёмность у земли, м/с |
3,2 |
| Максимально допустимые перегрузки:
положительная
отрицательная |
6
3 |
| Практическая дальность полёта, км |
1000 |
| Практический потолок, м |
3000 |
| Длина разбега, м
пробега, м |
380
245 |
| Экипаж, чел. |
1-2 |
Литература
- Агеев В. Ил-103: аз и буки пилотажа // Крылья Родины. - 1992. - №5. - С. 17-18.
- Берне Л.П. Первый сертификат в малой авиации... получил Ил-103 // Крылья Родины. - 1997. - №1. - С. 1-3.
- Егоров Ю. Самолёты "Ильюшин" на МАКС-99 // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 5-7.
- Мировая авиация. - Ф. 1015. - Л. 8-9.
- Пупков А., Шахнович А. Ил-103 - самолёт для делового человека // Крылья Родины. - 1995. - №3. - С. 30-31.
- Сертифицирован Ил-103 // Самолёты мира. - 1996. - №4. - С. 32.
|