Розработка лёгкого вертолёта Bo.105 началась в 1961 году
западногерманской фирмой "Бельков", входящей в концерн "Мессершмитт-Бельков-Блом".
Вертолёт проектировался как гражданский, но предусматривалось и его военное
применение. Первый полёт прототипа с двигателями BMW6022 состоялся 16 февраля
1967 года. В 1969 году начались испытания предсерийных вертолётов с американскими
двигателями "Аллисон 250-C18". В 1971 году вертолёт сертифицирован в ФРГ,
в 1972 - в США. Серийное производство началось в 1975 году.
Bo.105 построен по одновинтовой схеме с четырёхлопастным несущим и двухлопастным
рулевым стеклопластиковами винтами. При необходимости винты могут складываться.
Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. В передней части фюзеляжа
находится кабина для экипажа и пассажиров. Доступ в кабину осуществляется
через 4 двери (по 2 с каждой стороны). В задней части фюзеляжа размещён
грузовой отсек размером 1,85х1,2х0,57 м, над которым находится отсек силовой
установки. Силовая установка состоит из 2 турбовальных ГТД "Аллисон 250-C20B".
Каждый из двигателей имеет собственную топливную систему и систему смазки.
Шасси неубирающееся лыжное (для передвижения на земле на лыжи могут устанавливаться
колёса). Система управления модульная, резервированная, бустерная. Вертолёт
оснащался спасательной лебёдкой. Военные модификации могут нести до 6 ПТУР
"Хот-2" или 8 ПТУР "Тоу".
Вертолёты Bo.105 отличаются высокой маневренностью. На них выполнялись
все фигуры высшего пилотажа, включая петлю Нестерова.
В 1975-1994 годах изготовлено более 1400 вертолётов Bo.105 различных
модификаций. На Bo.105 установлен ряд международных рекордов. Вертолёт
поставлялся на экспорт в 36 стран мира. Кроме того, он производелся по
лицензии в Канаде (250 вертолётов), Индонезии (155), Испании (160), Чили
(96) и на Филиппинах (76). 5 вертолётов Bo.105CBS закупило МЧС России и
эксплуатирует в качестве спасательных. Их достоинством является то, что
они целиком помещаются в салоне Ин-76ТД и таким
образом могут доставляться куда угодно.
Модификации вертолёта:
-
Bo.105 - прототип. Первый полёт 16 февраля 1967 года.
-
Bo.105A - первый серийный.
-
Bo.105ATH - противотанковый. Вооружён ПТУР "Хот". Фирмой CASA изготовлено
28 вертолётов для ВВС Испании.
-
Bo.105C - гражданский с двигателями "Аллисон 250-C20".
-
Bo.105CB - военный с двигателями "Аллисон 250-C20".
-
Bo.105CBS - гражданский с удлинённым на 0,25 м фюзеляжем. Изготовлено 616
вертолётов.
-
Bo.105CBS-4 "Супер Файв" - модернизированный. Отличается новым несущим
винтом. Сертифицирован в 1993 году.
-
Bo.105GSH - разведчик для ВВС Испании. Вооружён 20-мм пушкой "Рейнметалл".
Изготовлено 18 вертолётов.
-
Bo.105L - с двигателями "Аллисон 250-C28". Первый полёт в 1981 году. Производится
с 1983 года по лицензии в Канаде.
-
Bo.105LOH - вертолёт связи и наблюдения. Фирмой CASA изготовлено 14 вертолётов
для ВВС Испании.
-
Bo.105M (VBH) - вертолёт связи и разведки. Выпускался в 1979-1984 годах.
Изготовлено 227 вертолётов для Бундесвера.
-
Bo.105P (PAH-1) - противотанковый. Вооружён ПТУР "Хот-2". Выпускался с
1980-1984 годах. Изготовлено 212 вертолётов для Бундесвера.
-
Bo.106 - опытный с увеличенной кабиной и более мощными двигателями. Первый
полёт состоялся 25 сентября 1973 года.
-
Bo.107, Bo.108 - демонстрационные с элементами вертолёта SC-135.
-
Bo.115 - модернизированный боевой вертолёт (проект). В 1974 году построен
полномасштабный макет.
-
Bo.115HCH - опытный. Испытывался в 1975 году.
Лётно-технические характеристики (Bo.105CBS)
Двигатели |
"Аллисон"
250-C20B
|
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х420 |
Диаметр несущего винта, м |
9,84 |
Габариты, м:
длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
ширина вертолёта
высота до втулки несущего винта |
11,86
8,81
2,53
3,0 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
1300
2300
2500 |
Число пассажиров, чел. |
4 |
Запас топлива, л: |
580 |
Крейсерская скорость, км/ч |
240 |
Скороподъёмность, м/с |
7,5 |
Потолок, м
статический без учёта влияния земли
статический с учётом влияния земли
динамический |
460
1525
5180 |
Практическая дальность полёта, км |
555 |
Продолжительность полёта, ч. |
3,4 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Вертолёты стран мира. / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 145.
- Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 82-83.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 19-24.
- Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 243-248.
|