Разработка ближнемагистрального самолёта для замены Ан-24 и, частично, Ан-26, Ан-32 и Як-40 началась в АНТК им. О.К.Антонова в середине 1993 года. Самолёт создавался в соответсвии с требованиями сертификационного базиса АП-25 (аналог FAR-25). В качестве силовой установки для нового самолёта были выбраны турбовинтовые двигатели ТВ3-117ВМА-СБ2, разработанные запорожским МКБ "Прогресс" на базе вертолётного ТВ3-117ВМА. Основной причиной такого выбора было то, что двигатели ТВ3-117 много лет выпускаются запорожским АО "Мотор-Сiч". Проектирование самолёта велось в соответствии с российскими и американскими нормами лётной годности. Для снижения затрат на техническое обслуживание применён принцип эксплуатации "по состоянию". Самолёт может автономно эксплуатироваться на неподготовленных аэродромах. Изготовление первого прототипа Ан-140 было завершено в июне 1997 года. 17 сентября 1997 года он совершил первый полёт с аэродрома Святошино в Киеве (экипаж лётчика-испытателя А.К.Хрустицкого). Сериное производство началось на Харьковском авиазаводе в 1999 году. 25 апреля 2000 года Ан-140 получил сертификат типа. Первый серийный Ан-140 был передан авиакомпании "Одесские авиалинии". 29 марта 2002 года он совершил первый регулярный рейс с пассажирами из Одессы в Киев. В 2003 году к серийному производству присоединился завод "Авиакор" в Самаре. 15 сентября 2003 года создано совместное предприятие ЗАО "Международный авиационный проект-140". Ан-140 предназначен для полётов с грунтовых аэродромов, поэтому построен
по аэродинамической схеме высокоплана. По этой же причине винты выбраны
металлические (АВ-140), а не более лёгкие пластиковые. Силовая установка
состоит из двух турбовинтовых двигателей ТВ3-117ВМА-СБ2 (ТВ3-117ВМА-СБМ1).
Т.к. у вертолётного двигателя вал выходит сзади, на самолёте его установили
задом на перёд. При этом выхлопные патрубки оказались спереди, а воздухозаборник
сзади. Предусмотрена возможность установки канадских двигателей Прэтт-Уитни
PW127 мощностью по 3000 э.л.с. Шасси трёхопорное с носовой стойкой, убирается
в фюзеляж. Салон расчитан на 52 пассажира (при шаге кресел 750 мм). В хвостовой
части имеется багажно-грузовой (объёмом По состоянию на начало 2013 года выпущено 29 самолётов Ан-140, из них 7 - самарским заводом "Авиакор". Кроме гражданских авиакомпаний эксплуатируется в ВВС и морской авиации. Поставлялся на экспорт в Азербайджан. Выпускается по лицензии в Иране. Подписано соглашение об организации производства в Казахстане. Фотографии Ан-140 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|