АА-70(7310)-220

Основной аэродромный пожарный автомобиль АА-70(7310) модель 220 разработан в ОКБ-8 (г. Прилуки) на шасси МАЗ-73101 в 1981 году. Он является дальнейшим развитием автомобиля АА-60(7310)-160.01. Основными отличиеми являлись: наличие дополнительного бака для порошка, уменьшенный запас воды, более производительный насос. Выпускался на Прилукском заводе "Пожмашина" с 1982 года.

Предназначен для тушения пожаров воздушных судов и сооружений в аэропортах. Автомобиль обеспечивает доставку личного состава пожарных подразделений, пожарного оборудования и огнетушащих средств; подачу воды из цистерны, водопровода или открытого водоёма; воздушномеханической пены с использованием пенообразователя из собственной или посторонней ёмкости; огнетушащего бромэтилового состава, порошковых составов; проведение работ, обеспечивающих эвакуацию из зоны аварии пассажиров и членов экипажа воздушного судна. В отличие от стартовых автомобилей, основной пожарный автомобиль прибывает к месту пожара по вызову.

В кузове АА-70 установлены цистерны для воды (9500 л), пенообразователя (900 л) и порошка (2200 л), в задней части - насос ПН-70Э. Привод насоса осуществляется от автономного карбюраторного двигателя ЗиЛ-375 мощностью 180 л.с. (устанавливается в насосном отсеке), поэтому насос может работать на ходу при любой скорости движения. Для обеспечения работы в зимнее время цистерны и основной двигатель оборудованы системой электрического обогрева. Для питания системы, а также других потребителей электроэнергии, на автомобиле установлен генератор. На случай выхода из строя генератора имеется бензиновая система обогрева. Насосный отсек обогревается выхлопными газами. Под передним бампером монтируются 4 пеногенератора ГПС-600, в задней части - 2 пеногенератора ГПС-200. Спереди установлен комбинированный лафетный ствол с системой управления и подводящим трубопроводом. Над основным стволом смонтирован ствол для порошкового тушения. Для оператора-ствольника оборудована площадка с перилами. Управление лафетным стволом и подбамперными пеногенераторами осуществляется из кабины водителя или вручную. Для тушения пожаров в закрытых помещениях, кабине и салоне самолёта автомобиль комплектуется 2 переносными установками тушения бромэтиловыми составами СЖБ-50 и порошковым огнетушителем ОП-100. Для вскрытия фюзеляжа имеется 2 дисковые бензопилы ПДС-400.

С 1983 года АА-70 выпускался на доработанном шасси МАЗ-73131. После модернизации в середине 90-х годов автомобиль получил трап-мачту длиной 6 м с 2 стволами. Автомобиль стал универсальным и может применяться для тушения штабелей леса, резервуаров и эстакад с нефтепродуктами, любых других объектов высотой до 6 м.

Модификации автомобиля

  • АА-70(7310)-220 - основной аэродромный пожарный автомобиль на шасси МАЗ-73101. Выпускался в 1982-1983 годах.
  • АА-70(7313)-220 - основной аэродромный пожарный автомобиль на шасси МАЗ-73131. Выпускался с 1983 года.
  • АПС-70(7310)-197 (в Прилуках модель 220.01) - аварийно-спасательный (опытный). Разработан совместно с Торжковским заводом "Пожтехника". Отличался наличием спасательного трапа, инструментом для вскрытия фюзеляжа.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота

14370
3180
3650
База по крайним осям, мм 7700
Колея, мм 2375
Дорожный просвет, мм 400
Радиус поворота, м 13,5
Масса с полной нагрузкой, кг 43300
Двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с.

Д-12А-525А
12
38880
14,5
525
Число передач 3
Колёсная формула 8x8
Размер шин 1500x600-635
Запас топлива, л 260
Скорость максимальная, км/ч 60
Запас хода, км 350
Запас огнегасящей жидкости, м3 10,4
Запас огнегасящего порошка, кг 2000
Производительность насоса, л/с 70
Дальность подачи максимальная, м:

водяной струи
пенной струи
порошка

70
40
35
Боевой расчёт, чел. 4

Литература

  1. Чвялев В., Паречин В. Минские колёсные тягачи // Авто. - 1995. - №6. - С. 16-21.
  2. Яковенко Ю.Ф. Современные пожарные автомобили. - М.: Стройиздат, 1988. - С. 249-254.
Аэродромная техника | На главную