В начале 1980 года конструкторы "Эйрбас Индастри" начали исследования узкофюзеляжных пассажирских самолётов для авиалиний малой и средней протяжённости. Были предложены проекты SA1, SA2 и SA3, все с 2 двигателями CFM56, но с различными фюзеляжами. После всестороннего анализа к дальнейшей резработке были приняты проекты SA1 (для перевозки 130-140 пассажиров) и SA2 (удлинённый с салоном на 150-160 мест). В феврале 1981 года первому варианту присвоен индекс A-320-100, а второму - A-320-200. Позже вместимость обоих самолётов была установлена в 150 пассажиров, а отличаться они стали дальностью полёта. Рабочее проектирование A-320 началось в марте 1984 года. Он стал первым в мире пассажирским самолётом с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), кабиной экипажа, оснащенной боковыми рукоятками управления вместо обычных штурвальных колонок, и горизонтальным оперением, полностью изготовленным из композиционных материалов. В 1986 году был изготовлен первый прототип с двигателями Дженерал Электрик CFM56-5A1. 14 февраля 1987 года он впервые был представлен публике в Тулузе, а 22 февраля поднялся в небо. В конце февраля 1988 года самолёт был сертифицирован в Европе, а в декабре - в США. В марте 1988 года первый серийный A-320-100 поступил в авиакомпанию "Эйр Франс". А-320 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая с применением композиционных материалов. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (диаметр 3,95 м). Крыло стреловидное (28° по линии четвертей хорд). На концах консолей крыла установливались небольшие стреловидные шайбы. Механизация крыла состоит из двухсекционных щелевых закрылков и элеронов. Шасси убирающееся, трёхопороное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДД CFM56-5A1, расположенных на пилонах под крылом. Самолет оснащён цифровым комплексом авионики EFIS (разработка французской фирмы "Tомсон-CSF"). Информационное поле кабины пилотов построено с использованием 6 цветных многофункциональных дисплеев. Существует несколько вариантов компоновки пассажирского салона. Серийное производство A-320 продолжается. К концу 2012 года изготовлено более 5300 самолётов. В 2007 году окончателная сборка A-320 перенесена на завод в Гамбурге. По лицензии выпускается в Китае на заводе компании FALC. Поставляется авиакомпаниям Великобритании, Индии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Киргизии, Китая, Коста Рики, Нидерландов, США, ФРГ, Швейцарии, Югославии. В России самолёты A-320 эксплуатируются в авиакомпаниях "Аэрофлот", "Владивосток Авиа". 19 декабря 2003 года подписано соглашение о производстве элементов фюзеляжа A-320 на Нижегородском и Иркутском авиазаводах. В декабре 2005 года к ним присоединился Воронежский завод. Фотографии A-320 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|