Разработка среднемагистрального пассажирского самолёта Як-42 началась в ОКБ А.С.Яковлева в конце 1972 года. Он предназначался для замены Ил-18 и Ту-134. При работе над проектом использовался опыт создания пассажирского самолёта Як-40, а так же опыт ведущих самолётостроительных фирм мира. Проектирование велось из условий эксплуатации на слабооснащённых аэродромах вдали от АТБ. В 1975 году было завершено изготовление первого прототипа с крылом со стреловидностью 11° по линии четвертей хорд. 6 марта 1975 года он впервые поднялся в воздух. По результатам испытаний было решено увеличить стреловидность крыла до 23°, применить двухосные колёсные тележки основных стоек шасси. Серийное производство началось в 1979 году на авиазаводах в Саратове и Смоленске. В 1980 году самолёт получил сертификат типа и началась его эксплуатация в гражданской авиации. 22 декабря был выполнен первый рейс с пассажирами на борту. Як-42 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (диаметр 3,8 м). Крыло стреловидное (23° по линии четвертей хорд) с развитой механизацией (предкрылки, двухщелевые закрылки и спойлеры). Все рулевые поверхности снабжены триммерами. Руль направления и элероны имеют сервокомпенсаторы. Управление гидроприводами электрическое. Стабилизатор имеет перевёрнутый профиль двойной кривизны. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 3 ТРДД Д-36 и ВСУ ТА-6В. Запас топлива расположен в 3 крыльевых баках равной ёмкости. Имеется система аварийного слива топлива в полёте. Система управления ручная (бустер имеется только в канале руля направления). В состав оборудования входят: навигационный комплекс "Ольха-1", доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-016, метеонавигационный локатор "Гроза-42". За счёт авиакомпаний устанавливается спутниковая система навигации GPS и система предотвращения столкновения в воздухе. Существуют различные варианты компоновки салона с числом мест от 39 до 120. В базовой комплектации вместо кресел установлены трёхместные диваны. Доступ в пассажирский салон осуществляется через откидной трап в хвостовой части фюзеляжа. Начало эксплуатации Як-42 было успешным, но 28 июня 1982 года произошла катастрофа, после которой весть парк был на полтора года постален на прикол. Здесь сказались ещё и неприязненные отношения между министром ГА Б.П.Бугаевым и А.С.Яковлевым. После устанения конструктивных недостатков самолёт был вновь допущен к полётам. Як-42 показа себя надёжным и простым в эксплуатации самолётом. Хотя произошло ещё несколько аварий и катастроф, но виной тому были навигационные и пилотажные ошибки экипажа. Создававшийся для внутренних линий, самолёт в настоящее время активно используется для международных перевозок, так как силовая установка легко укладываеся в нормы по шуму на местности. На Як-42 установлено 6 мировых рекордов скороподъёмности. Производство Як-42 продолжается. На 2003 год изготовлено 188 самолётов всех модификаций. Поставлялся на экспорт на Кубу (4 самолёта) и в Китай (2). Самолёт брали в аренду различные авиакомпании Европы и Азии. Самолёты Як-42Д используются МЧС в качестве летающих пунктов управления. После распада СССР кроме России имеется в Казахстане, Молдавии и на Украине. На 2004 год в эксплуатации находилось 112 самолётов (79 в России и 33 за рубежом). Фотографии Як-42 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|