Ту-330

Разработка среднего транспортного самолёта Ту-330 в АНТК им. А.Н.Туполева началась в 1993 году под руководством В.Близнюка. В обеспечение работ по самолёту принято Постановление Правительства РФ №369 от 23 апреля 1994 года. Самолёт был задуман как развитие пассажирского лайнера Ту-204, от которого он заимствовал крыло, кабину экипажа и ряд основных систем (унификация конструкции составляет 70%). Фюзеляж и шасси разрабатывались заново. Первоначально предпологалось создание гражданского самолёта для замены Ан-12 на грузовых линиях, но в дальнейшем появилась потребность в создании и военно-транспортного варианта. Авионика разрабатывалась НИИАО совместно с американской фирмой "Эллайд Сигнал" Проектирование было завершено к концу 1997 года и началась подготовка к производству на Казанском авиазаводе.

Ту-330 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана со стреловидным крылом и стреловидным оперением. Крыло большого удлинения образовано сверхкритическими профилями. Для уменьшения индуктивного сопротивления крылу придана отрицательная аэродинамическая крутка и установлены концевые аэродинамические поверхности. Шасси состоит из 6 полностью автономных основных и передней стоек (все стойки с 2 тормозными колёсами) и обеспечивает эксплуатацию с грунтовых аэродромов. Герметизированная грузовая кабина объёмом 330 м3 снабжена грузовой рампой и оснащена встроенным комплексом транспортного оборудования, обеспечивающего погрузочно-разгрузочные работы без использования наземных средств. Боковые створки грузового люка отсутствуют. В носовой части фюзеляжа по левому борту имеется пассажирская дверь, оснащённая выдвижным трапом. Силовая установка состоит из 2 ТРДД ПС-90А, размещённых на пилонах под крылом. Предусмотрена возможность установки двигателей НК-93, а для экспортных модификаций - двигателей Роллс-Ройс RB-211 и Прэтт-Уитни PW2240. В хвостовой части фюзеляжа установлена ВСУ ТА12-60. Для эксплуатации в условиях Севера предусмотрена подача по трубопроводам тёплого воздуха к двигателям для обеспечения запуска на морозе. Система управления самолётом электродистационная с центральными ручками.

Ту-330 предназначен для перевозки грузов, самоходной техники, до 306 солдат (в двухпалубном варианте компоновки салона), до 144 парашютистов, до 172 раненых на носилках.

Модификации самолёта:

  • Ту-330 - гражданский транспортный самолёт.
  • Ту-330ВТ - военно-транспортный. Отличается составом оборудования, средствами десантирования людей и грузов.
  • Ту-330П - пожарный.
  • Ту-330ПС - поисково-спасательный.
  • Ту-330Р - ретранслятор.
  • Ту-330РЛ - самолёт дальней инструментальной разведки.
  • Ту-330СЭ - санитарно-эвакуационный.
  • Ту-330ТЗ - топливозаправщик.
  • Ту-338 - самолёт с двигателями, работающими на сжиженном природном газе.

Лётно-технические характеристики

Двигатели ПС-90А
Взлётная тяга, кгс 2х16140
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

43,5
42,0
14,0
Площадь крыла, м2 195,5
Габариты грузовой кабины, м:

длина
ширина (по полу)
высота

19,5
4,0
3,55
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

-
-
103,5
Запас топлива, т -
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, т 35
Крейсерская скорость, км/ч 830
Дальность полёта, км:

с нагрузкой 15 т
с нагрузкой 20 т
с нагрузкой 35 т

7000
5600
3000
Практический потолок, м 12000
Длина разбега, м

пробега, м

-
-
Экипаж, чел. 3

Литература

  1. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 213-214.
  2. Ильин В.Е. Военно-транспортная авиация России. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 186-191.
  3. Николаев А. "Опять не выпускают самолёт..." // Двигатель. - 2003. - №6. - С. 26-29.
  4. Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту". // Авиация и космонавтика. - 2000. - №12. - С. 33-38.
  5. Ту-330. // Вестник авиации и космонавтики. - 1998. - Вып. март-июнь. - С. 25.
Транспортные | На главную