Ту-324

В начале 90-х годов АНТК им. А.Н.Туполева начал разработку небольших административных самолётов. В 1991 году был разработан предварительный проект, получивший обозначение Ту-20, который предусматривал самолёт сравнительно небольшой размерности с турбовинтовыми двигателями РТ6А-67 с толкающими винтами. Ту-20 предлагалось выпускать в варианте с повышенным уровнем комфортабельности на 8 пассажиров, в бизнес варианте на 11 пассажиров и региональном пассажирском на 19 пассажиров. Дальнейшим развитием этой тематики стали проекты административных самолётов Ту-400 (на 10 пассажиров) и Ту-4Х4 (на 4-7 пассажиров). Основным их отличием была замена ТВД на ТРДД, что увеличивало крейсерскую скорость и снижало шум в салоне. Анализ работ над этими проектами показал, что с точки зрения завоевания определённого сектора отечественного и мирового рынка, целесообразнее перейти к разработке самолёта более крупной размерности - к региональному лайнеру пассажировместимости порядка 50 пассажиров.

Приступая к проектированию Ту-324, АНТК ставило перед собою задачу создать высокорентабельный самолёт для региональных линий, соответствующий по комфорту современным требованиям, способный заменить самолёты Ан-24 и Як-40. 2 февраля 1996 года вышло Постановление Правительсва РФ, обеспечивавшее начало работ по самолёту. В томже году было разработано техническое предложение. В 1997 году началось эскизное проектирование. К июлю 1998 года был построен макет самолёта. Макетная комиссия вынесла положительное решение по самолёту с минимумом замечаний. Быстроте и качеству проектирования и сокращению времени передачи в производство способствовало широкое примение САПР на АНТК. В разработке дизайна салона принимала участие итальянская фирма "Тестори". Началась подготовка серийного производства на КАПО им. С.П.Горбунова. Для сокращения сроков освоения первый прототип строится сразу на серийном заводе.

Ту-324 построен по аэродинамической схеме низкоплана с крылом умеренной стреловидности и Т-образным хвостовым оперением. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДД АИ-22 разработки ЗМКБ "Прогресс". Двигатели размещены в хвостовой части фюзеляжа на пилонах. Предусмотрена установка перспективных двигателей Р-126-300. Разработано несколько вариантов компоновки салона: туристический (52 места), смешанный (46 мест в двух классах) и административный (8-19 мест). Состав оборудование пилотской кабины во многом унифицирован с Ту-204 и Ту-334. Бортовой пилотажно-навигационный комплекс и электрорадиодистанционная система управления обеспечивают полностью автоматизированное самолётовождение и позволяют производить посадку по 2 категории ИКАО.

Назначенный технический ресурс Ту-324 определяется в 60000 лётных часов при 45000 посадках. Система технического обслуживания предполагает эксплуатацию без капитальных ремонтов в пределах назначенного ресурса планера, с высокой степенью охвата систем и оборудования встроенным контролем.

Модификации самолёта:

  • Ту-324 - пассажирский.
  • Ту-324А - административный ("салон"). Отличается укороченным на 2 м фюзеляжем, дополнительными топливными баками. Дальность полёта увеличена до 7900 км. Возможно оборудование системами факсимильной и радиотелефонной связи, душем и спальным помещением.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АИ-22
Взлётная тяга, кгс 2х3820
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

23,2
25,5
7,1
Площадь крыла, м2 -
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

-
23,7
24,6
Коммерческая нагрузка, т 5,5
Количество пассажиров, чел. 46-52
Крейсерская скорость, км/ч 830-850
Дальность полёта, км:

с максимальной нагрузкой
перегоночная

2500
7450
Практический потолок, м 11600
Длина разбега, м

пробега, м

-
-
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту". // Авиация и космонавтика. - 2001. - №1. - С. 36-40.
Пассажирские | На главную

Hosted by uCoz