Ту-334-100

Разработка ближнемагистрального пассажирского самолёта Ту-334 для замены Ту-134 началась в АНТК им. А.Н.Туполева в 1988 году. Для экономии средств и сокращения сроков проектирования было решено как можно шире унифицировать конструкцию со среднемагистральным Ту-204.

Первоначально компоновка полностью повторяла Ту-204, но размеры и масса значительно были меньше. Фюзеляж должен был иметь диаметр, как у Ту-204, но значительно короче. Силовая установка должна была состоять из 2 перспективных ТВВД с многолопастными винтами в кольцевом канале. В дальнейшем было решено использовать винтовентиляторные двигатели Д-227 без кольцевого канала, разместив их в хвостовой части фюзеляжа. К началу 90-х годов в проектировании находились сразу два варианта: с ТРДД Д-436Т и с ТВВД с толкающими винтами. Вариант с ТВВД предполагал создание самолёта с 4 вариантами компоновки пассажирского салона, с ТРДД - тремя вариантами. Проблемы, связанные с использованием ТВВД, вынудили конструкторов полностью сосредоточиться на проекте Ту-334 с Д-436Т.

При создании самолёта использовались современные подходы в проектировании и дизайне пассажирского салона и кабины пилотов. Благодаря эргономичной отделке интерьера, применению шумопоглощающих конструкций, широкому центральноиу проходу и большому шагу кресел Ту-334 получился одним из самых удобных самолётов своего класса. Первый прототип был изготовлен на ММЗ "Опыт" в 1993 году и в начале 1994 года доставлен в ЛИИ им. М.М.Громова. Он впервые продемонстрирован публике на выставке Мосаэрошоу-95. Затем в течение трёх лет шло доукомплектование самолёта необходимым оборудованием. Впервые он поднялся в воздух 8 февраля 1999 года в 12.50 с аэродрома ЛИИ (экипаж лётчика-испытателя А.Солдатенкова). В августе 2003 года в Киеве изготовлен второй лётный прототип. Ещё 2 прототипа построены для статических и ресурсных испытаний. Сертификат типа получен 30 декабря 2003 года.

Серийное производство Ту-334 предполагалось развернуть на Таганрогском авиазаводе, но по ряду причин организовать его там не удалось. В апреле 2002 года началась сборка первой партии на Луховицком авиазаводе, принадлежащем РСК "МиГ" (специально для Ту-334 построен новый цех). В том же году была заложена серия на киевском заводе "Авиант". Предполагается производство и на Казанском авиазаводе. Подписано соглашение с Ираном о лицензионном производстве самолёта в этой стране. В производстве комплектующих участвуют Казанский, Таганрогский и Ульяновский авиазаводы. В июле 2003 года для подвижения самолёта на рынок создано ЗАО "Национальный проект-334". Продажа первых 2 серийных самолётов ожидается в 2013 году.

Ту-334 построен по аэродинамической схеме низкоплана с Т-образным хвостовым оперением. Крыло умеренной стреловидности (24° по линии четвертей хорд) с высоким аэродинамическим качеством, с развитой механизацией, оборудовано вертикальными аэродинамическими законцовками. В обшивке крыла применены катанные и прессованные детали длиной до 13 м. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой, оборудовано электродистанционной тормозной системой с автоматическим переключением её на форсированный режим остановки самолёта при прерванном полёте. Силовая установка состоит из 2 ТРДД Д-436Т1, размещённых на пилонах в хвостовой части. По желанию заказчика могут устанавливаться двигатели BR.715 немецкоанглийского консорциума "БМВ-Роллс Ройс". Кабина пилотов аналогична кабине Ту-204. Комплекс пилотажно-навигационного оборудования интегрирует глобальную спутниковую систему определения местоположения (GPS) и инерциальную навигационную систему. Базовая компоновка пассажирского салона туристического класса рассчитана на 102 пассажира с шагом кресел 810 мм. Возможны различные альтернативные варианты.

В настоящее время изготовлено 5 самолётов Ту-334.

Модификации самолёта:

  • Ту-334-100 - базовый с салоном на 102 пассажира. Первый полёт 8 февраля 1999 года.
  • Ту-334-100Д - с увеличенной до 4100 км дальностью полёта (проект). Отличается двигателями Д-436Т2 и крылом большей площади.
  • Ту-334-100М - с увеличенной до 3120 км дальностью полёта (проект). Отличается крылом большей площади.
  • Ту-334-100С - грузовой (проект). Отличается усиленным полом, большой грузовой дверью в левом борту.
  • Ту-334-120 - с немецкими двигателями BR.710-48 (проект).
  • Ту-334-120Д - вариант Ту-334-100Д с двигателями BR.715-56 (проект).
  • Ту-334-200 - с удлинённым фюзеляжем (проект). Отличается двигателями Д-436Т2. Салон расчитан на 110-126 пассажиров.
  • Ту-334-200С - грузовой на базе Ту-334-200 (проект).
  • Ту-334-220 - с двигателями BR.715-56 (проект).

Лётно-технические характеристики

Двигатели Д-436Т1
Взлётная тяга, кгс 2х7500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

29,77
31,26
9.38
Площадь крыла, м2 83,226
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

38,36
46,1
47,9
Запас топлива, т 10,1
Коммерческая нагрузка, т 11,0
Количество пассажиров, чел. 92-110
Крейсерская скорость, км/ч 800-820
Дальность полёта, км:

с максимальной нагрузкой
с коммерческой нагрузкой 9,25 т
с коммерческой нагрузкой 7 т

1200
2000
3150
Практический потолок, м 11000
Длина разбега, м

пробега, м

1900
1000
Экипаж, чел. 2-3

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 303-307.
  2. Берне Л.П. "Стоместник" выходит на старт // Крылья Родины. - 1995. - №10. - С. 1-3.
  3. Валуев Н. "Туполев" и туполевцы в XXI веке // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 56-59.
  4. Гринюк Д. Первый Ту-334 выходит на испытания // Крылья Родины. - 1994. - №3. - С. 47.
  5. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 209-212.
  6. Задача №1 - поднять "пятёрку" в воздух // Авиация и Время. - 1999. - №2. - С. 2-3.
  7. Ригмант В.Г. В полёте новый российский лайнер // Авиация и космонавтика. - 1999. - №4. - С. 1.
Пассажирские | На главную