Ту-22ПД

Самолёт радиоэлектронного противодействия Ту-22П разработан в ОКБ-156 А.Н.Туполева по теме "Сибирь-1" на базе бомбардировщика Ту-22 в 1961 году. Прототип был изготовлен путём переделки серийного Ту-22 №305. Заводские испытания продолжались до июня 1963 года. Серийное производство организовано на заводе №22 в Казани. Принят на вооружение в декабре 1968 года.

Ту-22П построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (55° по передней кромке). Крыло двухлонжеронное кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых закрылков и внешних элеронов-закрылков. Фюзеляж типа полумонокок с гладкой работающей обшивкой. Горизонтальное оперение стреловидное (58°41' по передней кромке), цельноповоротное. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка состоит из двух ТРД РД-7М (на Ту-22ПД - РД-7М2). Двигатели установлены в хвостовой части в мотогондолах над фюзеляжем. Экипаж располагался в герметичной кабине в носовой части фюзеляжа. Для взлёта могут применяться пороховые ускорители, крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется двухкупольный тормозной парашют. Вместо пушечной установки ДК-20 в хвостовой части фюзеляжа под обтекателем установлено оборудование постановки активных помех (состав оборудования менялся в процессе эксплуатации.

Всего изготовлено 47 постановщиков помех Ту-22П. В процессе эксплуатации оборудование самолёта постоянно модернизировалось. После установки системы дозаправки топливом в полёте самолёт получил обозначение Ту-22ПД. 4 самолёта Ту-22ПД из 341 тбап применялись в Афганистане для прикрытия боевых действий Ту-22М3 вблизи пакистанской границы. Опыт боевых действий показал, что аппаратура РЭБ, установленная на самолёте, оказалась такой мощной, а диапазон частот таким широким, что глушились не только РЛС и средства военной связи, но и широковещательные радио- и телевизионные станции.

Фотографии Ту-22 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ту-22П-1 - со станциями СПС-44 "Букет-4", СПС-55 и СПС-4М "Клюква" (СПС-5М "Фасоль").
  • Ту-22П-2 - со станциями СПС-77, СПС-4М и СПС-5М.
  • Ту-22П-4 - со станциями СПС-22-70, СПС-33-70 и СПС-5М.
  • Ту-22ПД - дальний. Отличается наличием системы дозаправки в воздухе и двигателями РД-7М2.

Лётно-технические характеристики

Двигатели ВД-7М
Взлётная тяга, кгс

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2x10500
2x16000
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

23,17
41,6
10,13
Площадь крыла, м2 162,25
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

43,6
69
85
Запас топлива, т 40,8
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская дозвуковая
крейсерская сверхзвуковая

1410
950-1000
1200-1300
Время набора высоты 10000 м, мин. 19
Дальность полёта максимальная, км: 4900
Практический потолок, м 13500
Длина разбега, м

пробега, м

2430
1700
Экипаж, чел. 3

Литература

  1. Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 93-119.
  2. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 102-109.
  3. Константинов В.Л. Сверхзвуковой долгожитель // Авиация и Время. - 1996. - №2. - С. 2-16, 44.
  4. Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 1999. - №3. - С. 36-39.
  5. Якубович Н.В. Бомбардировщик Ту-22 // Авиаколлекция. - 2004. - №1. - С. 11-13.
  6. Якубович Н.В. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. - М.: "Экспринт", 1999. - С. 8.
  7. Якубович Н.В. Трудный взлёт Ту-22 // Крылья Родины. - 1996. - №11. - С. 1-4.
Разведчики | На главную