Су-25Т

Разработка противотанкового штурмовика Су-25Т (заводское обозначание Т-8М) началась в ОКБ им. П.О.Сухого в 1976 году под руководством В.П.Бабака. Он является дальнейшим развитием Су-25. При его создании учтён опыт эксплуатации Су-25, в том числе в боевых условиях. Основной задачей Су-25Т является уничтожение бронетехники, огневых средств, кораблей (до эсминца включительно), вертолётов, транспортных самолётов, мостов, укрытий, комплексов ПВО и живой силы противника днём и ночью, на поле боя и на глубине до 450 км за линией фронта, в диапазоне высот от 30 до 5000 м. С учётом расширения боевых задач и увеличения времени пребывания в зоне ПВО противника особое внимание при проектировании уделено совершенствованию комплекса боевой живучести.

За основу конструкции был взят учебный Су-25УБ. Рабочее проектирование самолёта было завершено в 1982 году. В 1983 году началось изготовление первых прототипов, для чего были использованы первые 3 планёра Т8-УБ производства Улан-Удинского авиазавода. Прототип Т8-М1 был готов к июню 1984 года. 17 августа 1984 года лётчик-испытатель А.Н.Исаков впервые поднял его в воздух. Во время заводских испытаний лётные характеристики были определены довольно быстро, но доводка оптико-тепловизионной системы "Шквал" и ПТУР "Вихрь" затянули испытания до 1990 года. Серийное производство началось в 1990 году на Тбилисском авиазаводе. В ноябре 1991 года Су-25Т (прототип Т8-М3) был впервые продемонстрирован публике на авиасалоне в Дубаи (ОАЭ). Государственные мспытания продолжались до сентября 1993 года. после чего самолёт был принят на вооружение.

Конструкция самолёта аналогична Су-25УБ (унификация 85%). Отличие заключается в одноместной кабине (при этом сохранён бронеблок Су-25УБ), предкабинном отсеке увеличенной длины, в котором размещёна аппаратура прицельного комплекса "Шквал", киле увеличенной площади. Силовая установка состоит из 2 ТРД Р-195 (мотогондолы соответсвенно доработаны). В закабинном отсеке и хвостовой части фюзеляжа установлены 2 дополнительных топливных бака. Пушечная установка ВПУ-17А заменена на ННПУ-8М с переносом самой установки из подкабинного отсека под среднюю часть фюзеляжа (ствольная часть пушки вынесена из обводов фюзеляжа). Под крылом могут подвешиваться 2 съёмные подвижные установки СППУ-687 с пушками ГШ-301 (боекомплект 200 снарядов). В состав вооружения добавлены ракеты "воздух-поверхность" с лазерной и телевизионной системой наведения, противолокационные ракеты, противотанковые ракеты "Вихрь" (до 16 шт.). В хвостовой части фюзеляжа установлена аппаратура РЭБ "Иртыш" со станцией ИК-помех "Сухогруз".

В 1991-1992 годах на авизаводе в Тбилиси изготовлено 25 Су-25Т. 12 из них до конца 1991 году успели перелететь в Россию. После распада СССР производство переведено в Улан-Удэ (к 2003 году изготовлено 4 серийных Су-25ТМ, ещё 4 недостроены). Там же производится модернизация ранее выпущенных Су-25Т.

Модификации самолёта:

  • Т8-М1 - первый прототип. Отличался отсутствием топливных баков №3 и 4. Первый полёт 17 августа 1984 года.
  • Т8-М2 - второй прототип. Отличался полным комплектом бортового оборудования.
  • Т8-М3 - третий прототип. Отличался наличием аппаратуры ИК-помех.
  • Су-25Т - серийный. Первый полёт 26 июля 1990 года. В 1991-1992 годах в Тбилиси изготовлено 25 самолётов.
  • Су-25ТМ (Т-8ТМ) - модернизированный. Отличается прицельным комплеексом "Шквал-М", наличием радиолокатора управления огнём "Копьё-25" (в подвесном контейнере), радиотехнической системы дальней навигации, спутниковой системы навигации А-735. Предусмотрена установка контейнера с тепловизионным оборудованием. Разработан в 1986-1995 годах. Первый полёт 15 августа 1995 года (лётчик-испытатель О.Г.Цой). Выпускается в Улан-Уде.
  • Су-39 (Су-25ТК) - экспортный. Отличается составом бортового оборудования.

Лётно-технические характеристики

Су-25Т Су-25ТМ
Двигатели Р-195 Р-195
Взлётная тяга, кгс. 2x4300 2x4300
Габариты, м:

размах крыла
длина c ПВД
высота

14,36
15,33
5,2
14,36
15,33
5,2
Площадь крыла, м2 30,1 30,1
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

10000
16750
19500
10000
16750
20500
Запас топлива, кг 3840 3840
Боевая нагрузка, кг:

нормальная
максимальная

1400
4400
1400
5000
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
крейсерская
посадочная

950
750
230
950
750
230
Дальность полёта максимальная (с ПТБ), км 2250 2250
Радиус действия с боевой нагрузкой 2000 кг, км:

у земли
на высоте

400
700
400
700
Практический потолок, м 10000 10000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 6,5 6,5
Длина разбега, м

пробега, м

600
700
650
750
Экипаж, чел. 1 1

Литература

  1. Бедретдинов И.А. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25. - М.: ИЧП "Кучково поле", ТОО "Р-Мажор", B&Co Publishing Group, 1994.
  2. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 127-132.
  3. Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. - М.: Виктория, АСТ, 1998. - С. 98-111.
  4. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 34.
  5. Левин М.А. Новые "горбатые". // Крылья Родины. - 1992. - №12. - С. 32-33.
  6. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 176-178.
  7. Самолёты Су. - М.: ОНТИ ЦАГИ, 1993. - С. 75-82.
  8. Сойко Н. Многоликий Су-25ТМ. // Крылья Родины. - 1999. - №1. - С. 1-4.
  9. Штурмовик Су-25ТМ (Су-39). // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 13-15.
  10. Штурмовик Су-39. // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 26-27.
  11. Штурмовик Су-39. // Вестник авиации и космонавтики. - 2000. - №4. - С. 50-52.
Штурмовики | На главную