ПМЗ-15В

Пожарный автомобиль ПМЗ-15 разработан в ЦНИИ противопожарной обороны на шасси автомобиля ЗИС-151. Это был первый отечественный специализированный аэродромый пожарный автомобиль. Его появлению способствовал рост сети аэродромов в СССР и ввод в эксплуатацию новых видов авиационной техники. По конструкции он унифицирован с цистерной ПМЗ-13. Отличие состоит в наличии углекислотной установки. Первый опытный образец был изготовлен в 1950 году. Серийное производство организовано на заводе "Пожмашина" в 1952 году. Позже, в соотвествии с новой классификацией автомобиль получил обозначение ААП-25(151)-15.

ПМЗ-15 предназначен для проведения аварийно-спасательных работ в районе аэродрома, связанных с тушением пожара на самолёте и эвакуацией членов экипажа и пассажиров из самолёта, потерпевшего аварию.

На шасси автомобиля установлен закрытый цельнометаллический кузов, разделённый на 5 отсеков. В передней части центрального отсека размещались баки для воды (1000 л) и пенообразователя (60 л). В задней части продольно устанавливались 8 баллонов с углекислотой (в два ряда, вентилями назад, с наклоном 8° в сторону вентилей). Под баллонами монтировался насос ПН-25А. Привод насоса осуществлялся от коробки отбора мощности. В карданной передаче использовались 2 вала от ГАЗ-51 с промежуточной опорой. Насос имел стационарный пеносмеситель, служащий для дозирования и подачи во всасывающую часть насоса пенообразователя при получении воздушно-механической пены. После опорожнения цистерны вода могла подаваться насосом из водопроводной сети или водоёма. В боковых отсеках размещались бронированные газовые шланги, водонапорные рукава, брандспойты. На крыше размещались водозаборные рукава в пеналах, пенные стволы, деревянная лестница-штурмовка. Сзади стандартной кабины ЗИС-151 устанавливалась четырёхместная деревянная кабина боевого расчёта. Возле правой передней двери монтировалась фара-искатель. В комплект оборудования входили 4 огнетушителя ОУ-5. Дополнительная система охлаждения воды в двигателе и масла в коробке передач обеспечивала непрерывную работу насоса до 6 часов при температурах более 20°C. В зимнее время кабина, насосный отсек и цистерна для воды обогревались выхлопными газами.

Автомобили поздних выпусков базировались на шасси ЗиЛ-157. Серийное производство ПМЗ-15 продолжалось до 1962 года, когда ему на смену пришёл более совершенный АА-30(157К)-56А.

Модификации автомобиля:

  • ПМЗ-15 (ААП-25(151)-15) - на шасси ЗИС-151.
  • ПМЗ-15В (ААП-25(157)-15В) - на шасси ЗиЛ-157.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота

7410
2300
2690
База, мм 3665+1120
Колея, мм 1590/1720
Дорожный просвет, мм 265
Радиус поворота, м 11,2
Масса с полной нагрузкой, кг 10000
Двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с.

ЗИС-121
6
5555
6,0
92
Число передач 5x2
Колёсная формула 6x6
Размер шин 8,25-20"
Запас топлива, л 2x150
Скорость максимальная, км/ч 65
Запас огнегасящей жидкости, м3 1,06
Производительность насоса, л/с 25
Время опорожнения углекислотной установки, мин. 7
Боевой расчёт, чел. 6

Литература

  1. Курихин О. Аэродромы от огня уберегут // Техника - молодёжи. - 2002. - №11. - С. 24-25.
  2. Лылов Д.В., Сусленников В.В., Зазовит А.В. Автомобили специальных служб пожарной охраны. - М., 1960.
  3. Трушин В.И. Специальные пожарные автомобили. - М., 1966.
Аэродромная техника | На главную

Hosted by uCoz