АА-30(157К)-56А

Аэродромный пожарный автомобиль АА-30(157К) модели 56А разработан в ОКБ-8 в Прилуках на шасси автомобиля ЗиЛ-157К. Он является дальнейшим развитием автомобиля ПМЗ-15В. Серийное производство организовано в 1962 году на Прилукском заводе "Пожмашина".

АА-30(157К)-56А предназначен для проведения аварийно-спасательных работ в районе аэродрома, связанных с тушением пожара на самолёте и эвакуацией членов экипажа и пассажиров из самолёта, потерпевшего аварию.

На шасси автомобиля установлен цельнометаллический кузов, разделённый на 5 отсеков. В передней части кузове устанавливались стальная цистерна для воды (2150 л) и бак пенообразователя (85 л). В зимнее время цистерна обогревалась выхлопными газами, проходящими через трубу внутри бака, и трубчатыми электронагревателями. В заднем отсеке кузова устанавливался насос ПН-30ФК. Привод насоса осуществлялся от двигателя через коробку отбора мощности. В карданной передаче использовались 2 вала от ГАЗ-51 с промежуточной опорой. Насос имел стационарный пеносмеситель, служащий для дозирования и подачи во всасывающую часть насоса пенообразователя при получении воздушно-механической пены. После опорожнения цистерны вода может подаваться насосом из водопроводной сети или водоёма. Для дополнительно охлаждения двигателя, работающего в стационарном режиме на привод насоса, в систему охлаждения включён специальный теплобменник ёмкостью 2,3 л. Сзади стандартной кабины ЗиЛ-157 приваривалась трёхместная кабина боевого расчёта. Кабина расчёта снабжена системой отопления. В передней части рамы автомобиля была установлена лебёдка с тяговым усилием 4500 кгс (длина троса 65 м). Привод лебёдки также осуществлялся от коробки отбора мощности. Для резки обшивки фюзеляжа самолёта имелась дисковая электропила И-153 (диаметр диска 200 мм). Питание пилы осуществлялось от электрогенератора ГАБ-4-Т(230)4-200 (мощностью 4 кВт), установленного в кабине расчёта. Привод генератора осуществлялся посредством клиноремённой передачи от узла привода, вмонтированного в карданную передачу насоса. В состав оборудования автомобиля входили: деревянная лестница-стремянка (может использоваться как приставная), 2 переносные установки тушения бромэтиловыми составами СЖБ-50, 6 переносных огнетушителей ОУБ-7, специальный шанцевый инструмент, напорные шланги.

Серийное производство АА-30(157К)-56А продолжалось до 1971 года, когда ему на смену пришёл более совершенный АА-40(131)-139 на шасси ЗиЛ-131.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота

7100
2270
2740
База, мм 3665+1120
Колея, мм 1755/1750
Дорожный просвет, мм 310
Радиус поворота, м 11,2
Масса с полной нагрузкой, кг 10100
Двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с.

ЗиЛ-157
6
5555
6,2
109
Число передач 5x2
Колёсная формула 6x6
Размер шин 12,00-18"
Запас топлива, л 150+65
Скорость максимальная, км/ч 65
Контрольный расход топлива на скорости 30-40 км/ч, л/100 км 42
Запас огнегасящей жидкости, м3 2,235
Производительность насоса, л/с 30
Боевой расчёт, чел. 6

Литература

  1. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. Каталог-справочник. - М.: Транспорт, 1967. - С. 64-70.
  2. Трушин В.И. Специальные пожарные автомобили. - М., 1966.
Аэродромная техника | На главную