МиГ-29УБ

19 января 1976 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, поручавшее ОКБ им. А.И.Микояна разработку учебно-боевого истребителя на базе МиГ-29. Самолёт получил обозначение МиГ-29УБ ("изделие 9-51"). Для размещения второй кабины была заново сконструирована передняя часть фюзеляжа. При этом длина самолёта увеличилась на 100 мм. РЛС пришлось демонтировать, но оптоэлектронный прицел был сохранён. В 1978 году макетной комиссии был представлен полноразмерный макет самолёта. Изготовление первого прототипа было завершено в 1980 году. 29 апреля 1981 года летчик-испытатель А.Г.Фастовец впервые поднял его в воздух. Серийное производство началось в 1985 году на Горьковском АПО им. С.Орджоникидзе. Принят на вооружение в 1991 году.

Конструкция МиГ-29УБ аналогична базовому самолёту. Отличие заключается в двухместной кабине, закрываемой общим фонарём. Обучаемый в кабине распологается спереди, инструктор - сзади. Кабина оборудована катапультными креслами К-36ДМ. Над рабочим местом инструктора на фонаре установлен перископ с выпускаемым в поток зеркалом для наблюдения вперёд (используется при взлёте и посадке). Управление двойное, обе кабины оснащены полным комплектом средств индикации. Из состава вооружения исключены ракеты с радиолокационным наведением, из-за чего МиГ-29УБ может выполнять только часть боевых задач одноместного истребителя.

МиГ-29УБ предназначен для подготовки лётчиков-истребителей. От также может выполнять перехват неманеврирующих воздушных целей с задней полусферы, вести ближний маневренный воздушный бой, действовать по площадным и малоразмерным наземным целям неуправляемыми средствами поражения.

Всего изготовлено 197 самолётов МиГ-29УБ. 160 из них принадлежат ВВС России. Поставлялся на экспорт в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу, Румынию, Финляндию, Чехолсловакию, Югославию.

Фотографии МиГ-29 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • МиГ-29УБ ("изделие 9-51") - учебно-боевой самолёт. Выпускается с 1985 года.
  • МиГ-29УБТ ("изделие 9-52") - модернизированный. Отличается 2 накладными топливными баками. Состав оборудования аналогичен МиГ-29СМТ. В 1998 году переоборудован из МиГ-29УБ. Первый полёт в августе 1998 года.
  • МиГ-29М2 (МиГ-29MRCA) - ударный самолёт. Отличается РЛС "Жук-М". Разработан для ВВС Малайзии. Первый полёт 26 сентября 2001 года.

Лётно-технические характеристики

Двигатели РД-33
Взлётная тяга, кгс:

на форсаже
максимальная бесфорсажная

2x8340
2x5040
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

11,36
17,42
4,73
Площадь крыла, м2 38,1
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

10980
14610
17700
Запас топлива, л 4300
Боевая нагрузка, кг 2000
Максимальная скорость, км/ч

у земли
на высоте

1500
2230
Скороподъёмность, м/с 330
Дальность полёта, км:

на малой высоте без ПТБ
на большой высоте без ПТБ
на большой высоте с 1 ПТБ

680
1410
2000
Практический потолок, м 17500
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9
Длина разбега без форсажа, м

разбега с форсажом, м
пробега, м

600-700
260
660-870
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Гордон Е.И., Фомин А., Михеев А. МиГ-29. - М.: POLYGON, "Любимая книга", 1998.
  2. Ильин В.Е. Многоцелевые истребители России. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 43-60.
  3. Многоцелевой истребитель МиГ-29УБ (МиГ-29УБТ) // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 18-19.
  4. Мороз С.Г. Великолепная "девятка" // Авиация и Время. - 2001. - №5. - С. 4-42.
  5. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 35-39.
Истребители | На главную