МиГ-29СМТ

Разработка модернизированного истребителя МиГ-29СМТ ("изделие 9-17") началась в АНПК "МиГ" в начале 1997 года под руководством В.В.Новикова (в 1999 году его сменил А.Б.Слободский). Опытно-конструкторские работы проводились совместно с АО "Русская авионика". Идея модернизации заключалась в придании самолёту принципиально новых боевых качеств и значительного увеличения боевого радиуса действия при минимальных затратах. Информационно-управляющее поле кабины лётчика предполагалось построить на основе многофункциональных цветных ЖК дисплеев и многофункциональных пультов управления. Разработана модернизированная БРЛС Н019МП, имеющая режим картографирования местности. В состав навигационого комплекса включён приёмник аппаратуры спутниковой навигации. Запас топлива увеличен за счёт двух новых топливных баков: накладного за кабиной и фюзеляжного в доработанной хвостовой части.

В августе 1997 года началось изготовление первого прототипа (переоборудован из МиГ-29 "9-12" выпуска 1982 года). Первый полёт прототипа состоялся 29 ноября 1997 года (лётчик-испытатель М.Р.Алыков). Вскоре к нему добавились ещё 2 прототипа, переоборудованных из МиГ-29С. На одном из них было установлено новое приборное оборудование кабины с ЖК дисплеями. Он использовался для отработки БРЛС Н019МП. На другом прототипе отрабатывалась топливкая система с накладными баками. В начале 1998 года первый прототип был доработан и его обводы фюзеляжа стали соответствовать конфигурации СМТ. В таком виде он вновь поднялся в небо 22 апреля 1998 года (лётчик-испытатель В.М.Горбунов). Лётные испытания продолжались до июня 1999 года. В августе 1998 года впервые поднялся в воздух двухместный вариант - МиГ-29УБТ ("изделие 9-52"). В начале 1999 года по стандарту МиГ-29СМТ был переоборудован первый строевой самолёт из состава ВВС России.

МиГ-29СМТ построен по интегральной аэродинамической схеме с плавным сопряжением низкорасположенного крыла и фюзеляжа. В контрукции планёра широко используются композиционные материалы. Крыло стреловидное (42° по передней кромке) с развитыми корневыми наплывами (73,5°). Механизация крыла состоит из трёхсекционных отклоняемых носков, элеронов и щелевых закрылков. Оперение двухкилевое с цельноповоротным стабилизатором. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ РД-33 третьей серии, установленных в хвостовой части. Между соплами двигателей расположены расщепляющиеся тормозные щитки и контейнер тормозного парашюта. Запас топлива размещён в 7 фюзеляжных и 2 крыльевых баках. Возможна подвеска 1 ПТБ на 1500 л под фюзеляжем и 2 ПТБ по 1150 л под крылом. Перед кабиной слева может устанавливаться демонтируемый топливоприёмник системы дозаправки в воздухе. Кабина палота закрыта каплевидным фонарём и оснащена катапультным креслом К-26ДМ (МиГ-29УБТ - двумя). Вооружение состоит из 30-мм пушки ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов, 2 ракет Р-27Э, до 4 Р-27, до 6 ракет ближнего боя Р-77, до 4 ракет типа "воздух-поверхность" Х-29Т с телевизионной ГСН или Х-29Л с лазерной ГСН, противолокационных ракет Х-31, до 4 корректируемых бомб КАБ-500Кр или КАБ-500Л.

Предполагается переоборудование в вариант МиГ-29СМТ-1 180 истребителей типа "9-13". 20 самолётов приобрёл Йемен. Ведутся переговоры с Индией о модернизации принадлежащих ей МиГ-29.

Фотографии МиГ-29 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • МиГ-29СМТ (МиГ-29СМТ-1, "изделие 9-17") - многоцелевой фронтовой истребитель. Первый полёт 29 ноября 1997 года.
  • МиГ-29СМТ-2 - доработанный. Отличается бортовой РЛС "Жук-М", топливными баками в наплывах крыла.
  • МиГ-29УБТ ("изделие 9-52") - учебно-боевой. Отличается двухместной кабиной. Первый полёт в августе 1998 года.

Лётно-технические характеристики

Двигатели РД-33
Взлётная тяга, кгс:

на форсаже
максимальная бесфорсажная

2x8340
2x5040
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

11,36
17,32
4,73
Площадь крыла, м2 38,1
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

11200
15600
19700
Запас топлива, л:

без ПТБ
с ПТБ

6180
9980
Боевая нагрузка, кг 4000
Максимальное число М 2,3
Максимальная скорость, км/ч

у земли
на высоте

1500
2450
Скороподъёмность, м/с 330
Дальность полёта, км:

на малой высоте без ПТБ
на большой высоте с ПТБ
на большой высоте с 1 ПТБ
на большой высоте с 3 ПТБ

700
1500
2100
2900
Практический потолок, м 18000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9
Длина разбега без форсажа, м

разбега с форсажом, м
пробега, м

600-700
260
660-870
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 1-11.
  2. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 88-98.
  3. Васильев Н. Дальность, интеллект, эффективность: О самолёте Ми-29СМТ // Крылья Родины. - 1998. - №7. - С. 28.
  4. Гордон Е.И., Фомин А., Михеев А. МиГ-29. - М.: POLYGON, "Любимая книга", 1998.
  5. Ильин В.Е. МиГ-29, "Мираж" 2000, F-16. Звёзды четвёртого поколения. - М.: АСТ. "Астрель", 2002. - С. 18-24, 38-51.
  6. Ильин В.Е. Многоцелевые истребители России. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 60-76.
  7. Модернизация истребителя МиГ-29 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 17-18.
  8. Мороз С.Г. "Девятка" на 4+ // Авиация и Время. - 2001. - №6. - С. 38-49.
  9. Новиков Н., Милованова Л., Шварев В. Российские предложения на рынке модернизации боевых самолётов // Авиация и космонавтика. - 2001. - №8. - С. 10-11.
  10. Смоляров А. Самолёты МиГ - взгляд с Запада // Авиация и космонавтика. - 1998. - №11-12. - С. 66-69.
  11. Совенко В.Ю., Зенкин В.Н. А теперь - "горбатый"! // Авиация и Время. - 1998. - №4. - С. 28-32.
Истребители | На главную