М-17

Разработка высотного самолёта для перехвата воздушных шаров с разведывательной аппаратурой М-17 началась Экспериментальном машиностроительном заводе под руководством В.М.Мясищева в 1970 году. Для обеспечения высотных характеристик самолёта было применено крыло большого удлинения, для которого был специально разработан новый сверхкритический профиль. Так как с подъёмом на высоту растут потери давления в воздухозаборнике, пришлось сократить до минимума воздушный тракт. С этой целью фюзеляж выполнили в виде короткой гондолы с двумя боковыми воздухозаборниками. Турбореактивный двигатель разрабатывало Рыбинское КБ машиностроения. За основу был взят двигатель РД36-51А от Ту-144. Поскольку ракеты были дорогимми, а вероятность попадания в шар была низкой, было решено вооружить самолёт пушкой.

Первый прототип изготовлен на Кумертауском авиазаводе. 17 декабря 1978 года лётчик-испытатель К.В.Чернобровкин выполнил на нём пробные рулёжки. При этом произвёл несанкционированный взлёт и потерпел катастрофу.

Второй опытный образец был изготовлен на Смоленском авиазаводе в 1982 году. Его первый полёт с аэродрома в Жуковском состоялся 26 мая 1982 года (лётчик-испытатель Э.Н.Чельцов). Третий экземпляр построен в 1990 году.

Самолёт М-17 построен по двухбалочной аэродинамической схеме. Силовая установка состоит из одновального турбореактивного двигателя РД36-51В. Вооружение состояло из пушки ГШ-23.

Весной 1990 года на М-17 установлено 25 мировых рекордов высоты, скорости и скороподъёмности.

Модификации самолёта:

  • М-17 ("изделие 55") - базовый. Изготовлено 3 самолёта.
  • М-17М (М-55, "изделие 55.2") - модернизированный. Отличался силовой установкой из двух двигателей. Изготовлено 4 самолёта.

Лётно-технические характеристики

Двигатель РД36-51В
Взлётная тага, кгс 6000
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

40,32
22,27
4,87
Площадь крыла, м2 137,7
Максимальная взлётная масса, т 18,4
Запас топлива, л 10000
Максимальная скорость на высоте 21000 м, км/ч 743
Практический потолок, м 21550
Время набора высоты 21000 м, мин. 35
Максимальная продолжительность полёта на высоте 20000 м, час. 2,2
Дальность полёта, км 1315
Длина разбега, м

пробега, м

340
950
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Георгиев С. Перехватчик аэростатов М-17 и разведчик-целеуказатель М-55 // Техника - молодёжи. - 2019. - №9. - С. 54-55.
  2. Смирнов С.Г. "Высотник" сменил профессию // Крылья Родины. - 1997. - №8. - С. 2-7.
  3. Удалов К.Г., Брук А.А., Смирнов С.Г. Самолёт М-17. - М.: "Авико Пресс", 1993.
  4. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 31-34.
Специальные | На главную