М-55

Самолёт М-55 совершил первый полёт 16 августа 1988 года (лётчик-испытатель Э.Чельцов) с аэродрома Смоленского авиазавода.

М-55 отличается от М-17 силовой установкой, состоящей из двух двигателей Д30В-10 конструкции П.А.Соловьёва. Носовая часть фюзеляжа удлиннена, отсутствует башенная установка для пушки. Была изменена конструкция крыла. Теперь оно состоит из 5 частей: центроплана, двух средних и двух концевых частей. Увеличен запас топлива.

Хвостовое оперение самолёта кессонной конструкции. Шасси трёхопорное. Основные стойки шасси убираются в хвостовые балки, носовое - в фюзеляж. Наличие на борту комплекса измерительной аппаратуры и мощной ЭВМ потребовало применения специальной системы охлаждения, в которой задействовано бортовое топливо. Кабина пилота оснащена катапультным креслом, обладающим широким диапазоном высот и скоростей применения. Помимо высотно-компенсирующего костюма на больших высотах межет использоваться специально разработанный скафандр. Учитывая значительную продолжительность полёта, предусмотрено обеспечение лётчика питанием и ассенизационно-санитарным устройством.

На самолёте установлено 16 мировых рекордов. В 1994 году начались исследования верхних слоёв атмосферы с использованием самолёта М-55. В феврале 1997 года были проведены исследования по первому этапу программы "Международного авиационного полярного эксперимента" с базированием на аэродроме Рованиеми (Финляндия). Проводились полёты в сторону островов Шпицберген, Новой Земли и побережью Гренландии. В 1998 году аналогичные исследования проводились над Антарктидой с базированием в Аргентине.

Всего изготовлено 4 самолёта М-55.

Модификации самолёта:

  • М-55 - базовый. Изготовлено 4 самолёта.
  • М-55РТР - разведчик (проект).

Лётно-технические характеристики

Двигатели Д30В-10
Взлётная тага, кгс 2х4500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

37,5
22,7
4,83
Площадь крыла, м2 131,6
Максимальная взлётная масса, т 24
Запас топлива, л 3000
Полезная нагрузка, кг 1500
Максимальная скорость на высоте 20000 м, км/ч 750
Практический потолок, м 21550
Время набора высоты 21000 м, мин. 35
Максимальная продолжительность полёта на высоте 17000 м, час. 6,5
Дальность полёта, км 4965
Длина разбега, м

пробега, м

900
780
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Георгиев С. Перехватчик аэростатов М-17 и разведчик-целеуказатель М-55 // Техника - молодёжи. - 2019. - №9. - С. 54-55.
  2. Парамонов В. Уникальный эксперимент. // Крылья Родины. - 1997. - №8. - С. 7.
  3. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 243-244.
  4. Смирнов С.Г. "Высотник" сменил профессию. // Крылья Родины. - 1997. - №8. - С. 2-7.
  5. Удалов К.Г., Брук А.А., Смирнов С.Г. Самолёт М-17. - М.: "Авико Пресс", 1993.
  6. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 31-34.
Специальные | На главную