Ка-26

В начале 60-х годов ОКБ Н.И.Камова было поручено разработать вертолёт для сельского хозяйства, который мог бы использовать различные комплекты сельскохозяйственного оборудования. Учитывая то, что сельхозработы носят сезонный характер, было решено делать универсальный вертолёт, который можно было бы быстро конвертировать для перевозки пассажиров или грузов, а также использовать в качестве крана для монтажных работ. Работы по созданию вертолёта, получившего обозначение Ка-26, возглавил заместитель главного конструктора М.А.Купфер.

Для Ка-26 была выбрана оригинальная компоновочная схема летающего шасси, к которому могли крепиться различные комплекты навесного оборудования. В качестве силовой установки было решено использовать проверенные на Ка-15 и Ка-18 поршневые двигатели АИ-14, но увеличив их количество до двух. Традиционная для ОКБ соосная схема обеспечивала высокий КПД винтов на режиме висения и малых скоростей полёта, характерных для сельскохозяйственного вертолёта, а также интенсивное разбрыхгивание химикатов воздушным потоком от винтов. Впервые в мировом вертолётостроении лопасти несущих винтов были выполнены из стеклопластика. В 1965 году был изготовлен первый прототип. 24 мая лётчик-испытатель В.И.Громов провёл на нём первое висение, а 18 августа состоялся первый полёт по кругу. В 1966 году на международной выставке сельскохозяйственных машин и оборудования Ка-26 был удостоен золотой медали. В 1967 году он демонстрировался на авиасалоне в Ле-Бурже. Ка-26 успешно прошёл испытания и был сертифицирован по американским нормам лётной годности FAR-29 (первым из отечественных вертолётов). Серийное производство было организовано в январе 1969 года на вертолётном заводе в Кумертау.

Ка-26 построен по по соосной схеме с двумя трёхлопастные несущими винтами противоположного вращения. Фюзеляж цельнометаллический, выполнен в виде летающего шасси с центральным отсеком прямоугольной формы, к которому спереди крепится кабина экипажа, а сзади две хвостовые балки, несущие горизонтальное оперение. Вертикальное оперение двухкилевое (для провышения путевой устойчивости кили установлены под углом 15,5° к продольной оси). Сверху установлен главный редуктор Р-26 с несущими винтами. Шасси неубирающееся, четырёхопорное. Силовая установка состоит из 2 поршневых 9-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения М-14В26, расположенных в мотогондолах по бокам фюзеляжа. Запас топлива расположен в 3 топливных баках (2 передних, 1 задний). Предусмотрена подвеска 2 ПТБ по 160 л. Кабина экипажа имеет большую площадь остекления, оборудована системой очистки воздуха с центробежным сепаратором-нагнетателем, создающим в кабине избыточное давление, и фильтром поглотителем. Предусмотрена возможность установки второго комплекта управления. Система управления вертолётом бустерная, с механической жёсткой проводкой и гидроусилителями. В состав быстросъёмного навесного оборудования входят: бак на 800 л и опрыскиватель шириной 11,2 м для разбрызгивания жидких химикатов, бункер на 800 л для твёрдых химикатов с центробежным разбрасывателем, пассажирская кабина на 6 мест (внутренние размеры: 1280x1370x1840 мм), грузовая платформа с откидными бортами, дистанционно управляемая лебёдка с крюком для подъёма грузов.

Ка-26 может применяться в качестве сельскохозяйственного, транспортного (6 пассажиров или 900 кг груза), санитарного (2 больных на носилках, 2 сидячих больных с сопровождающим медработником), лесопатрульного (оборудуется лебёдкой ЛПГ-150 для спасательных работ), летающего крана, корабельного спасательного (с баллонетами для посадки на воду, лебёдкой ЛПГ-150-МЗ, лодкой ЛАС-5МЗ, радиостанцией "Коралл", телекамерой), патрульного для ГАИ (с громкоговорителями, лебёдкой, телекамерой).

Серийное производство продолжалось до 1977 года. Всего изготовлено 816 вертолётов Ка-26 всех модификаций. 257 вертолётов поставлено на экспорт в 13 стран мира. Ка-26 применялся в основном для гражданских целей, но в Болгарии и Венгрии использовался и в ВВС. На Ка-26 установлено 5 мировых рекордов. Дальнейшим развитием вертолёта стал Ка-126 с ГТД.

Фотографии Ка-26 можно посмотреть здесь.

Модификации вертолёта:

  • Ка-26 - грузопассажирский (базовый). Отличался подвесной кабиной 6 откидными сиденьями вдоль бортов для пассажиров.
  • Ка-26 - сельскохозяйственный с аппаратурой опрыскивания. Оснащался стеклотканевым бункером на 900 кг жидких химикатов, автономной насосной станцией, трубами-штангами для разбрызгивания.
  • Ка-26 - сельскохозяйственный с аппаратурой опыления. Оснащался стеклотканевым бункером на 900 кг порошковых или гранулированных химикатов, аппаратуро опыления.
  • Ка-26 - грузовой. Оснащался подвесной платформой с откидными бортами.
  • Ка-26 - летающий кран. Оснащался тросом с грузовым крюком.
  • Ка-26 - геологический. Оснащался электромагнитной аппаратурой, кольцом генераторного контура, электрической лебёдкой, автоматическим тросорубом, фотокамерой АФА-31-МА.
  • Ка-26С - санитарный. Предназначен для перевозки 2 лежачих больных на носилках и 3 сидячих. Отличался специальным устройством для погрузки и выгрузки носилок.

Лётно-технические характеристики

Двигатели М-14В26
Взлётная мощность, л.с. 2х360
Диаметр несущих винтов, м 13
Габариты, м:

длина фюзеляжа
ширина
высота

7,75
3,84
4,05
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная

2072
3060
3250
Максимальная коммерческая нагрузка, кг 900
Запас топлива, л 630
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

160
130
Потолок, м:

статический
динамический

800
3000
Дальность полёта максимальная, км 465
Максимальная продолжительность полёта, ч. 3,7
Экипаж, чел. 1-2

Литература

  1. Вертолёты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 114.
  2. Кириндас А. Летающее шасси / М-Хобби. - 2005. - №4. - С. 24-28.
  3. Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 84-92.
Вертолёты | На главную