ДЭ-226

Шнекороторный снегоочиститель ДЭ-226 разработан на минском заводе "Ударник" на шасси автомобиля Урал-4320. Он является дальнейшим развитием снегоочистителя Д-902. Серийное производство организовано на заводе "Ударник". С 1993 года выпускается на заводе "Амкодор-Пинск" под обозначением Амкодор-9531.

ДЭ-226 предназначен для очистки от снега автомагистралей, взлётно-посадочных полос, рулёжных дорожек, мест стоянок самолётов, а также для отбрасывания снежных валов, образованных другими снегоочистителями. Может работать во всех климатических зонах при температурах до -45°С.

ДЭ-226 построен по двухмоторной схеме: привод механизма передвижения осуществляется от двигателя базового автомобиля, а привод оборудования - от дополнительного двигателя, установленного за кабиной. В качестве дополнительного двигателя используется четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный (развал блоков цилиндров 60°) дизель жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива 1Д12БМС (ЯМЗ-240НМ2). Трансмиссия привода рабочего органа состоит из цилиндрического редуктора, соединённого с двигателем посредством пневмошинной муфты, системы карданных валов и раздаточного редуктора, от которого крутящий момент передаётся непосредственно ротору и через систему цепных передач - шнековому питателю. В трансмиссию ходовой части встроен ходоуменьшитель, позволяющий получить набор рабочих скоростей передвижения в диапазоне 0,334-6,74 км/ч. Рабочий орган расположен в передней части автомобиля и состоит из однороторного метательного аппарата и двухшнекового питателя, смонтированных в общем корпусе, снабжённом горизонтальными и вертикальными ножами для подрезания и обрушения снега. Метательный аппарат представляет собой 6-лопастный статически отбалансированный ротор. Ротор заключён в кожух, снабжённый выносным патрубком, устанавливаемым в заданное положение с помощью гидроцилиндров, что позволяет менять направление выброса снега. Шнековый питатель состоит из двух горизонтально расположенных друг над другом однозахватных шнеков, выполненных из пустотелых труб, на которых навиты винтовые лопасти с правым и левым направлением спирали. Рабочий орган в работе опирается на две шарнирно установленные и регулируемые по высоте лыжи. Из-за возросшей нагрузки передняя подвеска автомобиля усилена.

Снегоочиститель ДЭ-226 выпускался в большой серией. Только Министерство обороны СССР закупало в год по 300 автомобилей, которые применялись на военных аэродромах. Во время войны в Афганистане применялся до очистки от снега дорог на перевалах. Использовался ДЭ-226 и в коммунальном хозяйстве для чистки дорог.

В настоящее время производство продолжается. При этом используются шасси МАЗ-5334, Урал-4320-1111-10, Урал-43206.

Модификации автомобиля:

  • Д-902 - на шасси Урал-375Д.
  • ДЭ-226 (Амкодор-9531) - на шасси Урал-4320. Отличается двигателем 1Д12БМС.
  • ДЭ-226 - с двигателем ЯМЗ-240НМ.
  • ДЭ-226-1 - фрезероторный снегоочиститель. Отличается двигателем ЯМЗ-8424.
  • ДЭ-226М
  • ДЭ-226Э - на шасси МАЗ-5434.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота

10050
2810
3000
База, мм 3525+1400
Колея, мм 2000
Дорожный просвет, мм 400
Радиус поворота, м 10,8
Масса в снаряженном состоянии, кг 15150
Двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с.

КамАЗ-740
8
10850
17
210
Дополнительный двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с.

1Д12БМС
12
-
17
400
Число передач 5x2
Колёсная формула 6x6
Размер шин 14,00-20"
Запас топлива, л 210+60
Скорость, км/ч:

максимальная
при снегоочистке

52
0,334-6,74
Производительность, т/ч 1500
Максимальная толщина убираемого снега, мм 1600
Дальность отбрасывания снега, м 50

Литература

  1. Гладкий Г. Готовь сани летом // Автобизнес - Weekly. - 2003. - 14 августа.
  2. Машины для строительства и содержания дорог и аэродромов / Под ред. А.Э.Шарца. - М.: "Машиностроение", 1985. - С. 301-306.
Аэродромная техника | На главную