урал-4320

С 1961 года на Уральском автомобильном заводе велось производство полноприводного многоцелевого автомобиля Урал-375. В ходе производства конструкторы завода постоянно работали над совершанствованием конструкции. Постепенно автомобиль приобрёл высокую степень безотказности и долговечности. Единственным крупным недостатком был двигатель, работающий на высокооктановом бензине.

Попытки установить на автомобиле дизель начались ещё в 60-х годах. На заводе был разработан и успешно прошёл испытания дизельный двигатель Урал-640. Но запустить его в производство не удалось - у завода не оказалось достаточных средств для этого. В 1969 году было принято решение о строительстве нового автозавода в Набережных Челнах и разработке семейства грузовых автомобилей для производства на нём. Новый завод (точнее комплекс заводов) должен был выпускать двигатели не только для себя, но и для других заводов, в том числе и для УралАЗа. 3 апреля 1969 года вышел приказ Министерства автомобильной промышленности СССР, поручавший разработку двигателя и коробки передач Ярославкому моторному заводу.

Первые образцы нового дизеля были построены и испытаны на стенде в том же 1969 году. В конце года дизель ЯМЗ-7Э641 и коробка передач ЯМЗ-Э141 прибыли в Миасс и были установлена на автомобиле Урал-375Д. Испытания начались в январе 1970 года и продолжались до июня. За это время пробег опытного автомобиля составил 19553 км. Испытания выявили целый ряд недостатков двигателя и он был возвращён на доработку в Ярославль. В 1972 году испытания возобновились. Доработанный двигатель плучил обозначение ЯМЗ-740, а прототип автомобиля - Урал-Э4320.

Тем временем на УралАЗе был подготовлен и в апреле 1973 года утверждён технический проект модернизации Урал-375Д. В марте того же года были построены 3 новых прототипа (из них 2 в варианте седельного тягача Урал-44201), на которых начались заводские испытания. По результатам заводских испытаний были выработаны рекомендации для приёмочных испытаний. 17 апреля 1974 года директор завода подписал приказ №310, в котором определялся порядок работ по производству автомобилей Урал-4320 с дизелем ЯМЗ-740.

Приказ определял очерёдность выпуска новых и модернизированных деталей. В первую очередь вводились изменения, внедрение которых было возможно и на карбюраторном Урал-375Д: усиленные редукторы и картеры мостов, модернизированная раздаточная коробка, вторая трубчатая поперечина рамы, новая поперечина крепления кабины, новые кронштейны подвески раздаточной кабины, колёса 254Г-508 с тороидальными полками, модернизированная кабина, новое оперение, более комфортные сидения водителя и пассажиров.

Во втором квартале 1974 года была изготовллена партия прототипов (2 бортовых и 2 тягача). Приёмочные испытания начались в апреле 1974 года и завершились в феврале 1975 года. Конструкторская документация на подготовку производства была подготовлена в 1975 году. 9 сентября 1975 года, основываясь на успешном завершении испытаний, межведомственная комиссия рекомендовала Урал-4320 в серийное производство. Решение комиссии было утверждено приказом министерства №415 от 31 декабря 1975 года. В 1976 году был пущен в строй КамАЗ. В следующем году с него начали поступать двигатели и 7 декабря 1977 года были собраны первые 5 серийных автомобилей. До конца года выпуск составил 25 автомобилей.

Автомобиль Урал-4320 предназначен для перевозок грузов, людей и буксировки прицепов по всем видам дорог и по бездорожью. Конструкция рамная. Для увеличения проходимости применены полный привод, короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка, система регулирования давления в шинах. Герметизация агрегатов позволяет преодалевать водные преграды глубиной до 1,5 м. Силовая установка состоит из 8-цилиндрового V-образного четырёхтактного дизеля КамАЗ-740.10. После пожара на заводе двигателей КамАЗа в 1993 году пришлось устанавливать ярославские двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. Сцепление КамАЗ-14, двухдисковое сухое. Коробка передач КамАЗ-141, 5-ступенчатая с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Раздаточная коробка двухступенчатая с межосевым блокируемым дифференциалом. В передней части имеется лебёдка для самовытаскивания. Рулевое управление снабжено гидроусилителем. Кабина трёхместная, цельнометаллическая, снабжена отопителем. Для работы в условиях низких температур (до -50°C) устанавливается второй отопитель и предпусковой подогреватель двигателя. Сиденье водителя регулируется по высоте. Кузов цельнометаллический с задним открывающимся бортом, откидными скамейками, дугами и тентом. Первоначально устанавливался кузов по типу Урал-375Д (с надколёсными нишами). С 1986 года устанавливается кузов с плоским полом. Подвеска рессорная с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Рабочий тормоз барабанный на все колёса с раздельным пневмогидравлическим приводом.

Первоначально объём поставок двигателей с КамАЗа был невелик и в 1978 году собрали всего 100 автомобилей. Но затем выпуск неуклонно возрастал и к 1990 году достиг 31500 в год. Росло и количество модификаций. Большинство выпущенных автомобилей поставлялось Министерству обороны, но их можно встретить и в гражданских организациях. Поставляется на экспорт. На шасси Урал-4320 и его модификаций разработано около 1000 специализированных автомобилей различного назначения. На аэродромах бортовой Урал-4320 может использоваться для буксировки ЛА.

Модификации автомобиля:

  • Урал-Э4320 - прототип. Отличался двигателем ЯМЗ-740.
  • Урал-4320 - первый серийный вариант. Выпускался в 1977-1986 годах.
  • Урал-432001 - северный. Впускался в 1981-1986 годах.
  • Урал-432006 - экспортный.
  • Урал-4320-01 - модернизированный. Отличается новой бортовой платформой с плоским полом. Выпускался в 1986-1993 годах.
  • Урал-432001-01 - северный.
  • Урал-4320-02 - с двигателем КамАЗ-740.10-20 мощностью 220 л.с. Выпускался в 1989-1993 годах.
  • Урал-4320-10 - с 6-цилиндровым дизелем ЯМЗ-236. Отличается воздушным фильтром на правом крыле. Выпускался в 1993-2002 годах.
  • Урал-4320-30 - длиннобазный вариант Урал-4320-31. Отличается широкопрофильными шинами ИД-П284. Выпускался в 1994-2002 годах.
  • Урал-4320-31 - с дизелем ЯМЗ-238 мощностью 240 л.с. Отличается удлинённым капотом, воздушным фильтром на правом крыле. Выпускался в 1994-2002 годах.
  • Урал-4320-40 - длиннобазный вариант Урал-4320-41. Выпускался в 2003-2012 годах.
  • Урал-4320-41 - с дизелем ЯМЗ-238НЕ2 (Евро-2) мощностью 230 л.с. Выпускался в 2003-2012 годах.
  • Урал-4320-58 - с новой кабиной капотного исполнения. Двигатель ЯМЗ-238НЕ2. Выпускается с 2009 года.
  • Урал-4320-59 -
  • Урал-4320-60 - длиннобазный с V-образным дизелем ЯМЗ-65654 (Евро-4) мощностью 230 л.с., коробкой передач ЯМЗ-2361. Грузоподъёмность 10 т. Выпускается с 2013 года.
  • Урал-4320-61 - с дизелем ЯМЗ-65654.10 (Евро-4) мощностью 230 л.с. Грузоподъёмность 6 т. Выпускается с 2013 года.
  • Урал-4320-62 - с дизелем ЯМЗ-65652.10 мощностью 270 л.с.
  • Урал-4320-63 - с дизелем ЯМЗ-65652.10 мощностью 270 л.с.
  • Урал-4320-71 - с дизелем ЯМЗ-65654.10 (Евро-4) мощностью 240 л.с. Выпускается с 2014 года.
  • Урал-4320-72 - длиннобазный с рядным дизелем ЯМЗ-65654.10 (Евро-4) мощностью 240 л.с., коробкой передач ЯМЗ-1105. Грузоподъёмность 10,5 т. Выпускается с 2014 года.
  • Урал-4320-73 - с дизелем ЯМЗ-53642.10 (Евро-4) мощностью 240 л.с., коробкой передач ЯМЗ-1105. Грузоподъёмность 6,5 т. Оснащается лебёдкой. Выпускается с 2014 года.
  • Урал-4320-74 - модернизированный (Урал-NEXT).
  • Урал-4320-75 -
  • Урал-4320-79 -
  • Урал-4320-80 - длиннобазный с кабиной над двигателем. Отличается дизелем ЯМЗ-53642.10 (Евро-4) мощностью 285 л.с., коробкой передач ЯМЗ-1105. Грузоподъёмность 10,5 т. Выпускается с 2014 года.
  • Урал-4320-81 - с кабиной над двигателем. Отличается дизелем ЯМЗ-53642.10 (Евро-4) мощностью 285 л.с., коробкой передач ЯМЗ-1105. Грузоподъёмность 10,5 т. Выпускается с 2014 года.
  • Урал-4320-82 - длиннобазный с кабиной над двигателем. Отличается дизелем ЯМЗ-53602.10 (Евро-4) мощностью 312 л.с., коробкой передач ZF 9S1310TO. Грузоподъёмность 10,5 т. Выпускается с 2014 года.
  • Урал-4320-83 -
  • Урал-43202, -43202-01, -43202-02, -43202-10, -43202-30 - народохозяйственный. Отличался деревянной бортовой платформой с тремя открывающимися бортами, шинами 1100x400-533, неэкранированным электрооборудованием, отсутствием системы централизованного регулирования давления в шинах. Выпускался в 1978-2005 годах.
  • Урал-43203, -43203-01, -43203-02, -43203-10, -43203-30, -43203-40 - шасси для специализированных автомобилей. Отличается удлинённой рамой, держателем запасного колеса на конце рамы, отсутствием лебёдки и дополнительного топливного бака.
  • Урал-43204, -43204-01, -43204-02, -43204-10, -43204-30, -43204-40 - лесовоз. Выпускался с 1989 года.
  • Урал-43205 - с двигателем Урал-744. Выпущена небольшая партия в 1993-1994 годах.
  • Урал-43206 (Урал-4325, Урал-43206-10), -43206-41 - двухосный (4х4). Выпускается с 1996 года.
  • Урал-4420, -4420-01, -4420-02, -4420-10 - седельный тягач. Предназначен для работы с полуприцепами общей массой до 15,2 т. Отличается увеличенным передаточным числом главной передачи (8,9 вместо 7,32). Выпускается с 1980 года.
  • Урал-44201 - опытный седельный тягач на базе Урал-4320. Предназначен для работы с активным полуприцепом.
  • Урал-44202, -44202-01, -44202-02, -44202-10, -44202-30, -44202-40 - седельный тягач на базе Урал-43202. Предназначен для работы с полуприцепами общей массой до 18 т.
  • Урал-5557, -5557-01, -5557-10, -5557-30 - сельскохозяйственный самосвал. Отличался кузовом с разгрузкой на две стороны. Выпускался в 1983-2002 годах, в том числе в виде шасси.
  • Урал-55571-30 - строительный самосвал. Отличался кузовом ковшивого типа с разгрузкой назад. Выпускался в 1994-2002 годах, в том числе в виде шасси.
  • Урал-5557-40, -5557-60, -55571-40, -55571-60 - шасси для самосвалов и спецтехники.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота по кабине
высота с тентом

7366
2500
2680
2870
База, мм 3525+1400
Колея, мм 2000
Дорожный просвет, мм 400
Радиус поворота, м 10,8
Масса, кг:

в снаряженном состоянии с лебёдкой
полная

8440
13425
Грузоподъёмность, кг 5000
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг 7000
Двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с.

КамАЗ-740
8
10850
17
210
Число передач 5x2
Колёсная формула 6x6
Размер шин 14,00-20"
Запас топлива, л 210+60
Скорость максимальная, км/ч 85
Запас хода, км 800
Глубина преодалеваемого брода, м 1,5
Тормозной путь со скорости 40 км/ч, м 15
Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км 27

Литература

  1. Беспалов С. Тягачи с Урала // За рулём. - 1988. - №12. - С. 16-17.
  2. Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты. - М.: "Патриот", 1990. - С. 96-98.
  3. Дмитриев В. Урал-4320 // М-Хобби. - 2004. - №5. - С. 20-26.
  4. Краткий автомобильный справочник. Гос. НИИавтомоб. трансп. - Изд. 10-е., перераб. и доп. - М.: "Транспорт", 1983. - С. 73-74.
  5. Платонов В.Ф. Полноприводные автомобили. - М.: "Машиностроение", 1989. - С. 55-64.
  6. Технические средства тылового обеспечения. - М.: Воениздат, 2003. - С. 9-13.
Аэродромная техника | На главную