Шнекороторный снегоочиститель Д-470 машин на шасси ЗиЛ-157Е разработан на Рыбинском заводе дорожных под руководством конструктора В.К.Коршунова в 1958 году. В 1959 году производство передано в Северодвинск на механический завод №6 (с декабря 1962 года - "Севдормаш"). Первый снегоочиститель северодвинского производства был готов к 1 мая 1959 года. Он принял участие в первомайской демонстрации в Северодвинске. До конца года было собрано 12 снегоочистителей. В дальнейшем объёмы производства увеличиваись и в 1966 году выпущен уже тысячный Д-470. Д-470 предназначен для очистки от снега автомагистралей, взлётно-посадочных полос, рулёжных дорожек, мест стоянок самолётов. Для установки снегочистительного оборудования базовое шасси дарабатывалось: демонтировался штатный двигатель, снимался передний бампер, удлиннялась передняя часть рамы, дорабатывалась пневмосистема, запасное колесо устанавливалось за кабиной вертикально, фары переносились на крышу кабины. Привод автомобиля и рабочих органов осуществлялся от 6-цилиндрового дизеля У2Д6-С2 (У2Д6-С3, У2Д6-С4), установленного на специальной моторной раме. Моторная рама крепилась при помощи стремянок к раме автомобиля за кабиной. Двигатель закрывался капотом, имеющим открывающиеся люки для доступа к оборудованию. Трансмиссия привода рабочего органа состояла из цилиндрического редуктора, соединённого с двигателем посредством пневмошинной муфты, системы карданных валов и раздаточного редуктора, от которого крутящий момент передаётся непосредственно ротору и через систему цепных передач - шнековому питателю. Рабочий орган распологался в передней части автомобиля и состоял из однороторного метательного аппарата и двухшнекового питателя, смонтированных в общем корпусе, снабжённом горизонтальными и вертикальными ножами для подрезания и обрушения снега. Метательный аппарат представлял собой 6-лопастный статически отбалансированный ротор. Ротор заключён в кожух, снабжённый выносным патрубком, устанавливаемым в заданное положение с помощью гидроцилиндров, что позволяло менять направление выброса снега. Шнековый питатель состоял из двух горизонтально расположенных друг над другом однозахватных шнеков, выполненных из пустотелых труб, на которых навиты винтовые лопасти с правым и левым направлением спирали. Рабочий орган в работе опирался на две шарнирно установленные и регулируемые по высоте лыжи. Электрооборудование двухцепное: напряжением 24 и 12 В. Система 24 В включала генератор Г-731А и 4 аккумулятора 6-СТ-132ЭН, система 12 В - генератор Г-12В и 2 аккумулятора 3-СТ-84ПД. Отопление кабины водителя осуществлялось от системы охлаждения двигателя (с 1961 года устанавливался автономный отопитель). Кроме гражданских дорожных служб Д-470 в больших количествах поставлялся в армию для работы на аэродромах. Применялся и в гражданских аэропортах. В ходе производства Д-470 постоянно совершенствовался. Все выпущенные на заводе снегоочистители, сключая экспортные, принимались военпредами. С 1961 года выпускался на базе ЗиЛ-157КЕ, с 1978 - на базе ЗиЛ-157КДЕ. С введением в 1968 году новой системы обозначений дорожных машин индекс изменился на ДЭ-204. С появлением снегоочисттеля ДЭ-210 на базе ЗиЛ-131 производство продолжалось параллельно с ним и завершилось только в 1986 году. Поставлялся на экспорт в Болгарию (30 машин), Венгрию (20), ГДР (88), Ирак (3), Иран (35), Монголию (15), Польшу (85), Румынию (46), Турцию (109), Чехословакию (65), Югославию (10). В Турции был организован сервисный центр для обслуживания снегоочистителей. Отдельные экземпляры Д-470 продолжают работать до сих пор. Модификации автомобиля:
Технические харктеристики
Литература
|