Д-470

Шнекороторный снегоочиститель Д-470 машин на шасси ЗиЛ-157Е разработан на Рыбинском заводе дорожных под руководством конструктора В.К.Коршунова в 1958 году. В 1959 году производство передано в Северодвинск на механический завод №6 (с декабря 1962 года - "Севдормаш"). Первый снегоочиститель северодвинского производства был готов к 1 мая 1959 года. Он принял участие в первомайской демонстрации в Северодвинске. До конца года было собрано 12 снегоочистителей. В дальнейшем объёмы производства увеличиваись и в 1966 году выпущен уже тысячный Д-470.

Д-470 предназначен для очистки от снега автомагистралей, взлётно-посадочных полос, рулёжных дорожек, мест стоянок самолётов.

Для установки снегочистительного оборудования базовое шасси дарабатывалось: демонтировался штатный двигатель, снимался передний бампер, удлиннялась передняя часть рамы, дорабатывалась пневмосистема, запасное колесо устанавливалось за кабиной вертикально, фары переносились на крышу кабины. Привод автомобиля и рабочих органов осуществлялся от 6-цилиндрового дизеля У2Д6-С2 (У2Д6-С3, У2Д6-С4), установленного на специальной моторной раме. Моторная рама крепилась при помощи стремянок к раме автомобиля за кабиной. Двигатель закрывался капотом, имеющим открывающиеся люки для доступа к оборудованию. Трансмиссия привода рабочего органа состояла из цилиндрического редуктора, соединённого с двигателем посредством пневмошинной муфты, системы карданных валов и раздаточного редуктора, от которого крутящий момент передаётся непосредственно ротору и через систему цепных передач - шнековому питателю. Рабочий орган распологался в передней части автомобиля и состоял из однороторного метательного аппарата и двухшнекового питателя, смонтированных в общем корпусе, снабжённом горизонтальными и вертикальными ножами для подрезания и обрушения снега. Метательный аппарат представлял собой 6-лопастный статически отбалансированный ротор. Ротор заключён в кожух, снабжённый выносным патрубком, устанавливаемым в заданное положение с помощью гидроцилиндров, что позволяло менять направление выброса снега. Шнековый питатель состоял из двух горизонтально расположенных друг над другом однозахватных шнеков, выполненных из пустотелых труб, на которых навиты винтовые лопасти с правым и левым направлением спирали. Рабочий орган в работе опирался на две шарнирно установленные и регулируемые по высоте лыжи. Электрооборудование двухцепное: напряжением 24 и 12 В. Система 24 В включала генератор Г-731А и 4 аккумулятора 6-СТ-132ЭН, система 12 В - генератор Г-12В и 2 аккумулятора 3-СТ-84ПД. Отопление кабины водителя осуществлялось от системы охлаждения двигателя (с 1961 года устанавливался автономный отопитель).

Кроме гражданских дорожных служб Д-470 в больших количествах поставлялся в армию для работы на аэродромах. Применялся и в гражданских аэропортах.

В ходе производства Д-470 постоянно совершенствовался. Все выпущенные на заводе снегоочистители, сключая экспортные, принимались военпредами. С 1961 года выпускался на базе ЗиЛ-157КЕ, с 1978 - на базе ЗиЛ-157КДЕ. С введением в 1968 году новой системы обозначений дорожных машин индекс изменился на ДЭ-204. С появлением снегоочисттеля ДЭ-210 на базе ЗиЛ-131 производство продолжалось параллельно с ним и завершилось только в 1986 году. Поставлялся на экспорт в Болгарию (30 машин), Венгрию (20), ГДР (88), Ирак (3), Иран (35), Монголию (15), Польшу (85), Румынию (46), Турцию (109), Чехословакию (65), Югославию (10). В Турции был организован сервисный центр для обслуживания снегоочистителей. Отдельные экземпляры Д-470 продолжают работать до сих пор.

Модификации автомобиля:

  • Д-470 (ДЭ-204) - базовый на шасси ЗиЛ-157Е (ЗиЛ-157КЕ). Выпускался в 1958-1978 годах.
  • Д-470А (ДЭ-204А) - модернизированный на шасси ЗиЛ-157КДЕ. По ряду агрегатов унифицирован с ДЭ-210. Производительность увеличена до 720 т/ч. Выпускался в 1978-1986 годах.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота

8000
2570
2530
База, мм 3665+1120
Колея, мм 1755/1750
Радиус поворота, м 11,2
Масса в снаряженном состоянии, кг 8820
Двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
мощность, л.с.

У2Д6-С2
6
19440
175
Число передач 5x2
Колёсная формула 6x6
Размер шин 12,00-18"
Запас топлива, л 2x150
Скорость, км/ч:

рабочая
транспортная

0,4-5,8
40
Производительность, т/ч 625
Максимальная толщина очищаемого снега, мм 1300

Литература

  1. Колеватов А. Шнекороторный снегоочиститель Д-470 // Автомобильный моделизм. - 2009. - №1. - С. 15-18.
  2. Круглов А. Шнекороторный снегоубощик // М-Хобби. - 2014. - №3. - С. 41-47.
  3. Машины для городского хозяйства. - М.: "Машиностроение", 1988. - С. 77-79.
  4. Машины для строительства и содержания дорог и аэродромов / Под ред. А.Э.Шарца. - М.: "Машиностроение", 1985. - С. 301-306.
  5. Один мотор хорошо, а два - хуже, или теория совершенства / Основные средства. - 2002. - №11.
Аэродромная техника | На главную