Bo.105CB

Розработка лёгкого вертолёта Bo.105 началась в 1961 году западногерманской фирмой "Бельков", входящей в концерн "Мессершмитт-Бельков-Блом". Вертолёт проектировался как гражданский, но предусматривалось и его военное применение. Первый полёт прототипа с двигателями BMW6022 состоялся 16 февраля 1967 года. В 1969 году начались испытания предсерийных вертолётов с американскими двигателями "Аллисон 250-C18". В 1971 году вертолёт сертифицирован в ФРГ, в 1972 - в США. Серийное производство началось в 1975 году.

Bo.105 построен по одновинтовой схеме с четырёхлопастным несущим и двухлопастным рулевым стеклопластиковами винтами. При необходимости винты могут складываться. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. В передней части фюзеляжа находится кабина для экипажа и пассажиров. Доступ в кабину осуществляется через 4 двери (по 2 с каждой стороны). В задней части фюзеляжа размещён грузовой отсек размером 1,85х1,2х0,57 м, над которым находится отсек силовой установки. Силовая установка состоит из 2 турбовальных ГТД "Аллисон 250-C20B". Каждый из двигателей имеет собственную топливную систему и систему смазки. Шасси неубирающееся лыжное (для передвижения на земле на лыжи могут устанавливаться колёса). Система управления модульная, резервированная, бустерная. Вертолёт оснащался спасательной лебёдкой. Военные модификации могут нести до 6 ПТУР "Хот-2" или 8 ПТУР "Тоу".

Вертолёты Bo.105 отличаются высокой маневренностью. На них выполнялись все фигуры высшего пилотажа, включая петлю Нестерова.

В 1975-1994 годах изготовлено более 1400 вертолётов Bo.105 различных модификаций. На Bo.105 установлен ряд международных рекордов. Вертолёт поставлялся на экспорт в 36 стран мира. Кроме того, он производелся по лицензии в Канаде (250 вертолётов), Индонезии (155), Испании (160), Чили (96) и на Филиппинах (76). 5 вертолётов Bo.105CBS закупило МЧС России и эксплуатирует в качестве спасательных. Их достоинством является то, что они целиком помещаются в салоне Ин-76ТД и таким образом могут доставляться куда угодно.

Модификации вертолёта:

  • Bo.105 - прототип. Первый полёт 16 февраля 1967 года.
  • Bo.105A - первый серийный.
  • Bo.105ATH - противотанковый. Вооружён ПТУР "Хот". Фирмой CASA изготовлено 28 вертолётов для ВВС Испании.
  • Bo.105C - гражданский с двигателями "Аллисон 250-C20".
  • Bo.105CB - военный с двигателями "Аллисон 250-C20".
  • Bo.105CBS - гражданский с удлинённым на 0,25 м фюзеляжем. Изготовлено 616 вертолётов.
  • Bo.105CBS-4 "Супер Файв" - модернизированный. Отличается новым несущим винтом. Сертифицирован в 1993 году.
  • Bo.105GSH - разведчик для ВВС Испании. Вооружён 20-мм пушкой "Рейнметалл". Изготовлено 18 вертолётов.
  • Bo.105L - с двигателями "Аллисон 250-C28". Первый полёт в 1981 году. Производится с 1983 года по лицензии в Канаде.
  • Bo.105LOH - вертолёт связи и наблюдения. Фирмой CASA изготовлено 14 вертолётов для ВВС Испании.
  • Bo.105M (VBH) - вертолёт связи и разведки. Выпускался в 1979-1984 годах. Изготовлено 227 вертолётов для Бундесвера.
  • Bo.105P (PAH-1) - противотанковый. Вооружён ПТУР "Хот-2". Выпускался с 1980-1984 годах. Изготовлено 212 вертолётов для Бундесвера.
  • Bo.106 - опытный с увеличенной кабиной и более мощными двигателями. Первый полёт состоялся 25 сентября 1973 года.
  • Bo.107, Bo.108 - демонстрационные с элементами вертолёта SC-135.
  • Bo.115 - модернизированный боевой вертолёт (проект). В 1974 году построен полномасштабный макет.
  • Bo.115HCH - опытный. Испытывался в 1975 году.

Лётно-технические характеристики (Bo.105CBS)

Двигатели "Аллисон"
250-C20B
Взлётная мощность, э.л.с. 2х420
Диаметр несущего винта, м 9,84
Габариты, м:

длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
ширина вертолёта
высота до втулки несущего винта

11,86
8,81
2,53
3,0
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная

1300
2300
2500
Число пассажиров, чел. 4
Запас топлива, л: 580
Крейсерская скорость, км/ч 240
Скороподъёмность, м/с 7,5
Потолок, м

статический без учёта влияния земли
статический с учётом влияния земли
динамический

460
1525
5180
Практическая дальность полёта, км 555
Продолжительность полёта, ч. 3,4
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Вертолёты стран мира. / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 145.
  2. Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 82-83.
  3. Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 19-24.
  4. Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 243-248.
Вертолёты | На главную