После распада СССР Минский и Кременчугский автозаводы оказались за границей. Возникла необходимость разработки российских образцов автомобильной техники для армии. В июне 1993 года Центральное управление ракетных топлив и горючего МО РФ разработало техническое задание на новый топливозаправщик для ВВС. Учитывая массовое наличие заправщиков АТЗ-9,3-260 в войсках, было выдвинуто требование максимальной унификации по узлам и агрегатам. Разработка топливозаправщика АТЗ-10-4320 (модель 5675) началась в КБ Челябинского завода "Строммашина". В 1994 году для монтажа оборудования заправщика заводу был выделен автомобиль Урал-4320-30 из первой опытно-промышленной партии. Изготовление прототипа завершилось к сентябрю. С 15 сентября по 14 октября 1994 года прошли заводские испытания. 27 октября начались Государственные испытания, продолжавшиеся до 15 марта 1995 года. Они проходили на военных аэродромах. Наработка оборудования составила 200 часов, пробег - 5000 км. По результатам испытаний Государственная комиссия рекомендовала заправщик после устранения выявленных недостатков к серийному производству и принятию на снабжение ВВС. Начало производства несколько задержали незавершённые испытания базового автомобиля. Серийное производство организовано на АО "Строммашина" в 1997 году. АТЗ-10-4320 предназначен для транспортировки, кратковременного хранения и механизированной заправки светлыми нефтепродуктами плотностью не более 830 кг/м3 (авиационный керосин марок ТС-1, РТ, Т-8В), с одновременным учётом объёма выданного топлива. Может эксплуатироваться как по дорогам с твёрдым покрытием, так и по бездорожью. На шасси автомобиля Урал-4320-1962-30 смонтирована стальная цистерна овального сечения объёмом 10000 л. К раме автомобиля цистерна крепится П-образными стремянками. Снизу к цистерне приварен отстойник с трубопроводом слива топлива. В верхней части цистерны расположена горловина, в передней части которой имеется шкала для визуального наблюдения за заполнением цистерны. На крышке горловины имеется лаз с крышкой, отсечное устройство, 2 дыхательных клапана, клапан с фильтром для обеспечения слива топлива. В задней части расположен арматурный шкаф, в котором находятся гидросистема специального оборудования, пневмосистема с пультом управления, рукоятка привода управления подачи топлива, вторичный показывающий прибор тахометра, узел управления гидропривода намотки рукава. Насос 1СВН-80А (1СВН-70, 1СВН-75) расположен между лонжеронами рамы автомобиля (для этого в конструкцию шасси внесены соответствующие изменения) в специальной "корзине" из уголков. Привод насоса осуществляется от коробки отбора мощности. От коробки отбора мощности также приводится в действие система намотки рукава. За кабиной автомобиля рядом с запасным колесом смонтированы ящики для ЗИП, ветоши и песка. Под арматурным шкафом справа и слева смонтированы подкузовные ящики: в левом лежит раздаточный рукав с пистолетом, в правом установлен мотор гидропривода намотки. Для хранения напорных рукавов справа и слева вдоль цистерны имеются специальные пеналы. По требованиям безопасности под бензобаком установлен защитный стальной лист, глушитель перенесён под передний бампер и снабжён искрогасителем, а на задней стенке ящика ЗИП подвешены 2 огнетушителя УПУ-5. Внутри цистерны имеются волнорезы. Серийное производство АТЗ-10-4320 продолжается. Изготовлено уже более 100 экземпляров. В 2000 году он был модернизирован. С 2002 года выпускается на шасси Урал-4320-1912-40. Заправщик поставлялся на экспорт в Ирак и Уругвай. Модификации автомобиля:
Технические харктеристики
Литература
|