Ан-70

Разработка среднего транспортного самолёта для замены Ан-12 в АНТК им. О.К.Антонова началась в конце 70-х годов. В разработке компоновки участвовали специалисты ЦАГИ. Поскольку заказчик выдвигал различные требования к самолёту, часто противоречивые, согласование тактико-технического задания затянулось до 1987 года. Главным конструктором по самолёту был назначен О.Богданов. Общее руководство осуществлял П.В.Балабуев.

Ан-70 стал первым в СНГ самолёт, почти полностью сконструированный на компьютере. На компьютере так же была смоделирована сборка самолёта, что позволило исключить этап плазовой подгонки деталей и узлов. В качестве силовой установки впервые были применены винтовентиляторные двигатели. Обдув крыла мощными струями винтовентиляторов в сочетании с развитой механизацией вдвое увеличивает подъёмную силу крыла, что даёт самолёту способность короткого взлёта и посадки. Разработкой двигателей занималось Запорожское МКБ "Прогресс" совместно с ЦИАМ и ЦАГИ. Новые конструкционные материалы разрабатывали специалисты ВИАМ и ВИЛС.

Первый прототип транспортного самолёта Ан-70 был готов в январе 1994 года. 16 декабря 1994 года он впервые поднялся в небо с аэродрома Киевского авиазавода Святошино (экипаж С.В.Максимова). Но 10 февраля 1995 года самолёт был потерян в авиакатастрофе (столкнулся в воздухе с самолётом сопровождения Ан-72). Испытания были возобновлены только 24 апреля 1997 года, когда был готов второй прототип (переделан из планёра для статических испытаний). В феврале 1996 года для реализации программы Ан-70 был создан российско-украинский консорциум "Средний транспортный самолёт", в который вошли 9 фирм. В августе 1997 года самолёт впервые показан публике на авиасалоне МАКС-97 в Жуковском, В 2000 году Ан-70 демонстрировался на авиасалонах в Берлине и Чжухае (Китай). Серийное производство началось на Киевском заводе "Авиант" в начале 2002 года. В декабре к нему присоединилось Омское ПО "Полёт".

В 2006 году Правительство РФ приняло решение о закрытии программы Ан-70. Но в 2009 году работы были возобновлены. В конце 2010 года Минобороны Ураины заявило о прекращении финансирования программы со своей стороны. В июле 2011 года Минобороны России выкупило строящийся первый серийный Ан-70 и оплатило строительство ещё одного самолёта. 21 декабря 2012 года Ан-70 передан министерствам обороны Украины и России для проведения совместных испытаний.

Самолёт Ан-70 представляет собой свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции с верхним расположением крыла. Крыло - умеренной стреловидности и большого удлинения. Силовая установка состоит из 4 двигателей Д-27 производства запорожского завода "Мотор-Сiч" и ВСУ ТА-12-60. Соосные винтовентиляторы СВ-27 (диаметр 4,5 м) изготавливаются в Ступине. Многоопорное шасси (1 передняя и 6 основных стоек) позволяет Ан-70 действовать с грунтовых аэродромов. В хвостовой части перед грузовой рампой установлена убирающаяся опорная пята. В конструкции планёра широко использованы композиционные материалы (24%). Из них выполнены закрылки, горизонтальное и вертикальное оперение. Система управления электродистанционная на базе многоканального цифроаналогового компьютера (резервная - гидродистанционная). Герметичная грузовая кабина имеет систему регулирования температуры воздуха, что позволяет перевозить любые грузы, в том числе скоропортящиеся продукты. Самолёт может брать на борт до 300 солдат с полной выкладкой, до 206 раненых, танк типа Т-80, 2 вертолёта среднего класса, 2-3 БТРа или грузовых автомобиля, грузы на авиационных жёстких поддонах ПА-5,6, гибких поддонах ПА-3, ПА-4, ПА-6,8, в авиационных контейнерах УАК-2,5, УАК-5, УАК-10 и универсальных ICC. Для погрузочно-разгрузочных работ в грузовой кабине установлены 4 электротельфера общей грузоподъёмностью 12 т и 2 лебёдки с тяговым усилием по 1,5 тс. По желанию заказчика может устанавливаться вторая палуба и рольганговое оборудование.

Бортовое радиоэлектронное оборудование включает в себя более 50 процессоров и систему экранной индикации из 6 крупноформатных цветных дисплеев на ЭЛТ и 2 индикаторов на лобовом стекле СКИ-77. Предусмотрена установка для третьего члена экипажа ещё 2 дисплеев. Комплекс пилотажно-навигационного оболрудования, включающий инерциальную навигационную систему на лазерных гироскопах и приёмник спутниковой навигации ГЛОНАС/NAVSTAR, позволяет летать по трассам и вне трасс по всему миру в любое время суток. Специально для Ан-70 НПО "Ленинец" был разработан наземный комплекс поддержки эксплуатации БАСК-70. После посадки самолёта компьютер анализирует информацию от 8000 датчиков, определяет степень надёжности всех систем, выявляет отказы и сообщает наземному персоналу о методах устранения неисправностей и необходимых запасных частях. Допускается автономная эксплуатация на необорудованных аэродромах до 30 суток. На военных самолётах устанавливается система РЭБ Л-150 "Пастель", обеспечивающая дальность обнаружения РЛС противника, на 120% превышающую дальность применения оружия, наводимого обнаруженной РЛС. Система способна в автоматическом режиме осуществлять отстрел тепловых ловушек или дипольных отражателей.

В 2003 году лётчик-испытатель В.Горовенко на Ан-70 установил 6 мировых рекордов грузоподъёмности.

Фотографии Ан-70 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ан-70 - базовый. Первый полёт 16 декабря 1994 года.
  • Ан-70-100 - с экипажем из 2 человек (проект). Отличается составом оборуцдования.
  • Ан-70Т - гражданский транспортный самолёт (проект). Отличается отсутвием спецоборудования для десантирования войск и техники. Экипаж сокращён до 2-3 человек.
  • Ан-70Т-100 - гражданский с 2 двигателями Д-27 (проект).
  • Ан-70Т-200 - с 2 двигателями НК-93 (проект).
  • Ан-70Т-300 - экспортный (проект). Отличается 2 двигателями CFM56-5A1 и западной авионикой.
  • Ан-70Т-400 - с 4 двигателями CFM56-5A1 (проект).
  • Ан-70ТК - конвертируемый грузо-пассажирский (проект).
  • Ан-171 - с удлинённым фюзеляжем и крылом большего размаха (проект). Разработан в конце 80-х годов.

Лётно-технические характеристики

Двигатели Д-27
Взлётная мощность, э.л.с. 4х13880
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

44,06
40,73
16,38
Площадь крыла, м2 -
Габариты грузовой кабины, м:

длина без рампы
длина с рампой
ширина
высота

18,6
22,6
4,0
4,1
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

66
123
130
Запас топлива, т 37,5
Масса коммерческой нагрузки, т:

нормальная с бетонной ВПП
нормальная с грунтовой ВПП
максимальная

35
30
47
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская
посадочная

800
750
160
Дальность полёта, км:

с грузом 20 т
с грузом 30 т
с грузом 35 т
с максимальной нагрузкой
перегоночная

7250
5530
3800
1350
8800
Практический потолок, м 11600
Длина разбега, м

пробега, м

800
600
Экипаж, чел. 3-5

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 25-29.
  2. Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 111-113.
  3. Ильин В.Е. Военно-транспортная авиация России. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 78-96.
  4. Первый полёт Ан-70 // Авиация и Время. - 1995. - №.1. - С. 25.
  5. Роман В.Д. Новый антоновский "грузовик" Ан-70 // Крылья Родины. - 1994. - № 8. - С. 7-9.
  6. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 295-299.
  7. Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 167-175.
Транспортные | На главную