Сразу же после начала производства полноприводного
армейского грузовика ЗИС-151 на Московском автозаводе им. И.В.Сталина
(с 1956 года им. И.Д.Лихачёва) началась разработка его усовершенствованного
варианта ЗИС-157. Работы возглавил главный конструктор А.М.Кригер.
В конструкции было решено применить односкатную ошиновку задних колёс,
колёса увеличенного диаметра, систему регулирования давления в шинах
(от БТР-152). Впервые в мире на серийном автомобиле применена система,
расчитанная на многократное повторение цикла спуск-подкачка. Специально
для ЗИС-157 были разработаны новые многослойные износостойкие покрышки.
Запасное колесо решено было решено оставить одно и разместить его
горизонтально, благодаря чему стало возможным сдвинуть грузовую платформу
вперёд и укоротить раму. Такое решение привело к более рациональному
распределению полной массы по осям, что также улучшило проходимость.
В 1956 году были изготовлены 2 прототипа, отличавшиеся внешним
подводом воздуха к шинам (на серийных подвод осуществлялся через
ступицу) и облицовкой капота. Прототип седельного тягача не имел
системы подкачки шин. Опытные образцы на испытаниях показали лучшую
проходимость по сравнению с ЗИС-151. Серийное производство под обозначением
ЗиЛ-157 началось 18 сентября 1958 года. В том же году на Всемирной
выставке в Брюсселе автомобиль был удостоен Гран-При.
ЗиЛ-157 имеет капотную компоновку. Кабина цельнометаллическая
трёхместная с V-образным ветровым стеклом. Часть машин оснащалась
круглым люком в крыше. Кузов деревянный с задним откидным бортом,
оборудован откидными скамейками, 5 дугами и тентом. На ЗиЛ-157КД
поздних выпусков устанавливался кузов ЗиЛ-131. Для увеличения проходимости
применены полный привод, короткие передний и задний свесы, односкатная
ошиновка, система регулирования давления в шинах (от 0,5 до 3,5
кгс/см2), равная колея всех мостов. Силовая установка
состояла из 6-цилиндрового рядного карбюраторного нижнеклапанного
двигателя ЗиЛ-157 (ЗиЛ-157К, ЗиЛ-157КД). Сцепление однодисковое
сухое. Коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами на II, III,
IV и V передачах. Раздаточная коробка двухступенчатая, выполнена по
двухвальной схеме. Главная передача одноступенчатая коническая со
спиральными зубьями. К каждому мосту вёл свой карданный вал. Передний
мост отключаемый, оснащён шарнирами равных углоых скоростей тпа
"Бендикс-Вейсс". Передняя подвеска зависимая на продольных полуэллиптических
рессорах, задняя - балансирная. Рабочий тормоз барабанный на все колёса
с раздельным пневматическим приводом. Система подкачки шин получала
сжатый воздух от 3 ресиверов тормозной системы. До 1968 года подвод
воздуха к каждому колесу оснащался индивидуальным краном. Часть машин
оборудовалась лебёдкой для самовытаскивания (устанавливалась в передней
части, тяговое услилие 5 тс) с приводом от реверсиной двухступенчатой
коробки отбора мощности. Для привода оборудования могла устанавливаться
вторая коробка отбора мощности.
В основном ЗиЛ-157 поставлялся в Советскую Армию. Он перевозил личный
состав, различные грузы, на его шасси монтировались различное оборудование
и системы вооружения. На аэродромах бортовой грузовик мог применяться
в качестве тягача. Применялся он и в гражданских организациях. В процессе
производства конструкция постоянно дорабатывалась. На шасси ЗиЛ-157 было
разработано и освоено в производстве множество специализированных автомобилей.
В связи с постановкой на конвейер автомобиля ЗиЛ-131
было решено перенести производство семейства ЗиЛ-157 на Уральский
автомоторный завод (Свердловск-65). Первые ЗиЛ-157К уральской сборки
пошли с конвейера в 1968 году, но сборка на ЗиЛе из задела деталей
продолжалась стендовым методом до середины 70-х годов. Официально снят
с производства в 1992 году, однако сборка из задела деталей продолжалась
до 1994 года. Всего изготовлено 797934 автомобиля всех модификаций.
Модификации автомобиля:
-
ЗиЛ-157 - базовый. Отличался двигателем мощностью 104 л.с. Выпускался
в 1958-1961 годах.
-
ЗиЛ-157Б - опытный без системы регулирования давления в шинах. Изготовлен в 1958 году.
-
ЗиЛ-157В - седельный тягач. Отличался 2 топливными баками по 150 л., расположением
запасного колеса вертикально за кабиной.
-
ЗиЛ-157ВГ - седельный тягач с экранированным электрооборудованием.
-
ЗиЛ-157Г - бортовой с экранированным электрооборудованием.
-
ЗиЛ-157ГТ - экспортный с экранированным электрооборудованием для тропического климата.
-
ЗиЛ-157ГЭ - экспортный с экранированным электрооборудованием для умеренного климата.
-
ЗиЛ-157Е - шасси для спецавтомобилей. Оснащался двумя топливными баками.
-
ЗиЛ-157ЕГ - шасси с экранированным электрооборудованием.
-
ЗиЛ-157ЕГТ - экспортное шасси с экранированным электрооборудованием для тропического климата.
-
ЗиЛ-157ЕГЭ - экспортное шасси с экранированным электрооборудованием для умеренного климата.
-
ЗиЛ-157ЕТ - экспортное шасси для тропического климата.
-
ЗиЛ-157ЕЭ - экспортное шасси для умеренного климата.
-
ЗиЛ-157Л - опытный с гидроусилителем руля. Изготовлен в апреле 1958 года.
-
ЗиЛ-157Э - экспортный для стран с умеренным климатом.
-
ЗиЛ-157Ю - экспортный тропический. Отличался отсутствием отопителя кабины
и предпускового подогревателя.
-
ЗиЛ-165 - опытный с кабиной и оперением ЗиЛ-130. Изготовлен осенью 1957 года.
-
ЗиЛ-157К - модернизированный. Отличался двигателем мощностью 109 л.с.,
однодисковым сцеплением, коробкой передач и тормозной системой от ЗиЛ-131.
Выпускался в 1961-1978 годах на ЗиЛе и в 1977-1978 годах на УАМЗе.
-
ЗиЛ-157КВ - седельный тягач.
-
ЗиЛ-157КВ1 - опытный седельный тягач для работы с активными полуприцепами. Отличался
коробкой отбора мощности и механическим выводом. Изготовлен в 1962 году.
-
ЗиЛ-157КВГ - седельный тягач с экранированным электрооборудованием.
-
ЗиЛ-157КГ - бортовой с экранированным электрооборудованием.
-
ЗиЛ-157КГТ - экспортный с экранированным электрооборудованием для тропического климата.
-
ЗиЛ-157КГЭ - экспортный с экранированным электрооборудованием для умеренного климата.
-
ЗиЛ-157КЕ - шасси для спецавтомобилей.
-
ЗиЛ-157КЕГ - шасси с экранированным электрооборудованием.
-
ЗиЛ-157КЕГТ - экспортное шасси с экранированным электрооборудованием для тропического климата.
-
ЗиЛ-157КЕГЭ - экспортное шасси с экранированным электрооборудованием для умеренного климата.
-
ЗиЛ-157КЕТ - экспортное шасси для тропического климата.
-
ЗиЛ-157КЕЭ - экспортное шасси для умеренного климата.
-
ЗиЛ-157КЕ1 - шасси с генератором повышенной мощности.
-
ЗиЛ-157КЕ1Л - облегчённое шасси для монтажа тяжёлых фургонов.
-
ЗиЛ-157КЕ1Т - экспортное шасси с генератором повышенной мощности для тропического климата.
-
ЗиЛ-157КЕ1Э - экспортное шасси с генератором повышенной мощности для умеренного климата.
-
ЗиЛ-157КЭ - экспортный для стран с умеренным климатом.
-
ЗиЛ-157КЮ - экспортный тропический.
-
ЗиЛ-4311 - опытный сельскохозяйственный. Отличался изменёнными оперением и бампером,
грузовой бортовой платформой с надставными бортами. Изготовлен в 1976 году.
-
ЗиЛ-157КД - модернизированный. Доработан двигатель (применён ряд деталей
двигателя ЗиЛ-130), установлены новые водяной насос, стартер, генератор
переменного тока, контактно-резисторная система зажигания. Грузоподъёмность
увеличена до 5000 кг (по грунту 3000 кг). Разработан на УАМЗе. Выпускался
в 1978-1992 годах.
-
ЗиЛ-157КДА - специальное шасси.
-
ЗиЛ-157КДВ - седельный тягач.
-
ЗиЛ-157КДВТ - экспортный седельный тягач для тропического климата.
-
ЗиЛ-157КДВЭ - экспортный седельный тягач для умеренного климата.
-
ЗиЛ-157КДГ - бортовой с экранированным электрооборудованием.
-
ЗиЛ-157КДГТ - экспортный с экранированным электрооборудованием для тропического климата.
-
ЗиЛ-157КДГЭ - экспортный с экранированным электрооборудованием для умеренного климата.
-
ЗиЛ-157КДЕ - шасси для спецавтомобилей.
-
ЗиЛ-157КДЕГ - шасси с экранированным электрооборудованием.
-
ЗиЛ-157КДЕТ - экспортное шасси для тропического климата.
-
ЗиЛ-157КДЕЭ - экспортное шасси для умеренного климата.
-
ЗиЛ-157КДМ - опытный с кабиной, оперением, рамой и грузовой платформой от ЗиЛ-131Н.
Изготовлен в 1990 году.
-
ЗиЛ-157КДЭ - экспортный для умеренного климата.
-
ЗиЛ-157КДЮ - экспортный тропический.
-
ЗиЛ-ММЗ-4510 - самосвал на базе ЗиЛ-157КД. Выпускался в 1989-1992 годах на Мытищенском
машиностроительном заводе.
Технические харктеристики (ЗиЛ-157К)
Габариты, мм:
длина
ширина
высота по кабине
высота с тентом |
6922
2315
2360
2915 |
База, мм |
3665+1120 |
Колея, мм |
1755/1750 |
Дорожный просвет, мм |
310 |
Радиус поворота, м |
11,2 |
Масса, кг:
в снаряженном состоянии с лебёдкой
полная |
5800
8450 |
Грузоподъёмность, кг:
по шоссе
по грунту |
4500
2500 |
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг:
по шоссе
по грунту |
3500
2500 |
Двигатель:
тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с. |
ЗиЛ-157К
6
5555
6,5
109 |
Число передач |
5x2 |
Колёсная формула |
6x6 |
Размер шин |
12,00-18" |
Запас топлива, л |
150+65 |
Скорость максимальная, км/ч |
65 |
Запас хода, км |
510 |
Тормозной путь со скорости 30 км/ч, м |
12 |
Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км |
42 |
Литература
- Восходов Р. Там, где кончается асфальт // Моделист-конструктор. - 1977. - №3. - С. 11-16.
- Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты. - М.: "Патриот", 1990. - С. 80-81.
- Гусев В. Первопроходцы // За рулём. - 1971. - №9. - С. 8.
- ЗиС/ЗиЛ-151/157. - М.: "ArmyBOOK", 2000.
- Краткий автомобильный справочник. Гос. НИИавтомоб. трансп. - Изд. 8-е., перераб. и доп. - М.: "Транспорт", 1978. - С. 149-154.
- Кузнецов Л. ЗиЛ-157 // М-Хобби. - 2001. - №6. - С. 16-23.
- Платонов В.Ф. Полноприводные автомобили. - М.: "Машиностроение", 1989. - С. 55-64.
- Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. - Т. 2. - М.: "Илби", "Прострэкс", 1994. - С. 115-117.
|