Як-38У

Учебный самолёт вертикального взлёта Як-36МУ разработан в ОКБ А.С.Яковлева на базе Як-36М. Тактико-технические требования были утверждены заместителем Главкома ВВС по вооружению М.Н.Мищуком 4 марта 1971 года.

Основной проблемой при разработке "спарки" было размещение второй кабины с приемлемы обзором из неё и спасения экипажа в аварийной ситуации. Для размещения второй кабины передняя часть Фюзеляжа была удлиннена на 1,39 м. Впервые было осуществлено принудительное катапультирование обоих членов экипажа на режимах ВВП с разведением траекторий и ручное катапультирование с задержкой 0,6 с. Изготовление прототипа Як-36МУ было завершено 19 мая 1972 года. Первый полёт по самолётному состоялся 30 марта 1973 года (лётчик-испытатель М.С.Дексбах). Государственные испытания начались 23 марта на базе ЛИИ в Жуковском, с сентября продолжены в Ахтубинске. На втором этапе исытаний самолёт базировался на ТАКР "Киев". Испытания завершились 12 сентября 1977 года с положительной оценкой. Тогда же, в сентябре его запустили в серийное произвоство на Саратовском авиазаводе. 11 августа 1977 года самолёт был принят на вооружение ВМФ. 15 октября он получил обозначение Як-38У (приказ МО №196).

Конструкция Як-38У аналогична базовому самолёту Як-38. Отличие заключается в носовой части фюзеляжа, в котором расположены кабины курсанта (спереди) и инструктора (сзади). Кабины оборудованы катапультными креслами К-36В.

Всего в 1977-1982 годах изготовлено 38 самолётов Як-38У. Как и базовый самолёт, он базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 "Киев", "Минск", "Новороссийск", "Баку". На нём велась подготовка лётчиков палубной авиации в Центре "Нитка" (г. Саки, Крым). В 1991 году снят с вооружения. Невыработавшие свой ресурс самолёты переданы на базу хранения. Прототип Як-36МУ был установлен на постаменте на аэродроме в Саках.

Фотографии Як-38 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Як-36МУ - прототип. Первый полёт 30 марта 1973 года.
  • Як-38У - серийный.

Лётно-технические характеристики

Двигатели Р-27В-300,
2хРД-36-35ВФР
Взлётная тяга, кгс 6100+
2х3050
Габариты, м:

размах крыла в развёрнутом (сложенном) положении
длина с ПВД
высота

7,022 (4,45)
17,76
4,25
Площадь крыла, м2 18,41
Масса, кг:

пустого
взлётная при вертикальном взлёте

7200
10000
Запас топлива, кг 2750
Скорость максимальная у земли, км/ч 850
Максимальная эксплуатационная перегрузка 6,0
Дальность полёта максимальная, км 1000
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Артемьев А. Взлетающий с корабля. // Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 26-28.
  2. Вернутся ли "Яки" на палубу? // Крылья Родины. - 1991. - №7. - С. 10-11.
  3. Голубков Е. Системы автоматического катапультирования. // Авиация и космонавтика. - 2002 - №11. - С. 6-8.
  4. Лунёв Ю.А. Вертикалка. // Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 16-25.
  5. Лунёв Ю.А. Як-38 - тернистый путь первопроходца. // Авиация и Время. - 1995. - №6. - С. 2-16.
  6. Ружицкий Е.И. Европейские самолёты вертикального взлёта. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 187-202.
  7. Якубович Н.В. Боевые реактивные самолёты А.С.Яковлева. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 140-152.
Морская авиация | На главную