Учебный самолёт вертикального взлёта Як-36МУ разработан в ОКБ А.С.Яковлева на базе Як-36М. Тактико-технические требования были утверждены заместителем Главкома ВВС по вооружению М.Н.Мищуком 4 марта 1971 года. Основной проблемой при разработке "спарки" было размещение второй кабины с приемлемы обзором из неё и спасения экипажа в аварийной ситуации. Для размещения второй кабины передняя часть Фюзеляжа была удлиннена на 1,39 м. Впервые было осуществлено принудительное катапультирование обоих членов экипажа на режимах ВВП с разведением траекторий и ручное катапультирование с задержкой 0,6 с. Изготовление прототипа Як-36МУ было завершено 19 мая 1972 года. Первый полёт по самолётному состоялся 30 марта 1973 года (лётчик-испытатель М.С.Дексбах). Государственные испытания начались 23 марта на базе ЛИИ в Жуковском, с сентября продолжены в Ахтубинске. На втором этапе исытаний самолёт базировался на ТАКР "Киев". Испытания завершились 12 сентября 1977 года с положительной оценкой. Тогда же, в сентябре его запустили в серийное произвоство на Саратовском авиазаводе. 11 августа 1977 года самолёт был принят на вооружение ВМФ. 15 октября он получил обозначение Як-38У (приказ МО №196). Конструкция Як-38У аналогична базовому самолёту Як-38. Отличие заключается в носовой части фюзеляжа, в котором расположены кабины курсанта (спереди) и инструктора (сзади). Кабины оборудованы катапультными креслами К-36В. Всего в 1977-1982 годах изготовлено 38 самолётов Як-38У. Как и базовый самолёт, он базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 "Киев", "Минск", "Новороссийск", "Баку". На нём велась подготовка лётчиков палубной авиации в Центре "Нитка" (г. Саки, Крым). В 1991 году снят с вооружения. Невыработавшие свой ресурс самолёты переданы на базу хранения. Прототип Як-36МУ был установлен на постаменте на аэродроме в Саках. Фотографии Як-38 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|