Лёгкий многоцелевой самолёт Як-12 разработан в ОКБ-115
А.С.Яковлева в 1947 году. При проектировании был широко использован
опыт создания самолётов АИР-5, АИР-6, Як-10. Большое внимание было уделено
улучшению взлётно-посадочных характеристик. Первый полёт прототипа
состоялся 20 октября 1947 года (лётчик-испытатель Ф.Л.Абрамов). Самолёт
успешно прошёл испытания и в конце 1947 года был запущен в серию на
заводе в Долгопрудном.
Як-12 представляет собой подкосный высокоплан. Фюзеляж имеет ферменную
раму из стальных струб с полотняной обшивкой. Крыло прямое. Шасси
неубирающееся, трёхопорное с задним рулевым колесом. Силовая установка
состоит из звездообразного поршневого двигателя воздушного охлаждения
М-11ФР (позже М-14Р, М-14ФР). Проводка управления
тросовая. Первоначально самолёт был двухместным, более поздние модификации
- трёх- и четырёхместные. Доступ в кабину осуществляется через 2 боковые
двери. В левом борту имеется грузовая дверь.
Як-12 использовался в качестве связного в армии, санитарного, сельскохозяйственного,
патрульного, учебного, буксировщика планеров в аэроклубах, для парашютного
спорта. Четырёхместные модификации использовались в ГВФ на местных авиалиниях.
В 1948-1959 годах на двух заводах изготовлен 3001 самолёт Як-12
различных модификаций. Поставлялся на экспорт в Венгрию, Чехословакию,
Югославию. Выпускался по лицензии в Китае и Польше. Отдельные экземпляры
продолжают летать и сейчас.
Фотографии Як-12 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
Як-12 ("изделие 21А") - первый серийный вариант. Отличался 5-цилиндровым
двигателем М-11РФ. Выпускался в 1947-1950 годах в Долгопрудном.
-
Як-12 - поплавковый (опытный). Отличался деревянными поплавками. Изготовлен
в 1949 году.
-
Як-12А - модернизированный. Отличался трапециевидным крылом, убирающимися
предкрылками, одним подкосом вместо двух под консоли, увеличенными топливными
баками и усиленным шасси. Выпускался в 1957-1960 годах на заводе №272. В
Польше в 1959-1961 годах изготовлено 137 самолётов.
-
Як-12Б - модернизированный. Отличался форсированным двигателем М-14РФ
и наличием небольшого нижнего крыла.
-
Як-12М - модифицированный, дальнейшее развитие Як-12Р. Отличался удлинённым
на 600 мм фюзеляжем, наличием форкиля, усиленным шасси, составом оборудования.
Мог перевозить 3 пассажиров или больного на носилках. Выпускался в 1955-1957
годах на заводе №272. В Польше 1956-1959 годах изготовлено 1054 самолёта.
-
Як-12ММ - поплавковый (опытный).
-
Як-12МС - поисково-спасательный (опытный). Отличался дополнительным оборудованием,
блистерами на дверях кабины. Изготовлен в 1958 году.
-
Як-12Р - модернизированный. Отличался 9-цилиндровым двигателем М-14Р,
винтом изменяемого шага ВИШ-502/520В, цельнометаллическим крылом увеличенной
площади, капотом цилиндрической формы, составом БРЭО. Использовался как
связной в армии и как транспортный в ГВФ. Выпускался в 1950-1951 в Долгопрудном
и 1954-1955 годах на заводе №272 в Ленинграде.
-
Як-12Р - поплавковый (опытный). Отличался металлическими поплавками, винтом
В-503Р-Д11, доработанным капотом, увеличенным запасом топлива. Изготовлен
летом 1951 года.
-
Як-12С - санитарный. Отличался дверью в левом борту для погрузки больного
на носилках. Разработан в 1948 году. Серийно выпускался с 1949 года.
-
Як-12СХ - сельскохозяйственный. Отличался баком для химикатов и устройством
для их распыления.
-
Як-12УТ - учебно-тренировочный. Отличался двойным управлением, составом
оборудования.
-
PZL-101 "Гаврон" - польская модификация Як-12М. Разработан в 1958 году.
В 1960-1969 годах изготовлено 325 самолётов.
-
"Шеньянг-5" - китайский вариант Як-12.
Лётно-технические характеристики
|
Як-12 |
Як-12А |
Двигатели |
М-11ФР |
М-14ФР |
Взлётная мощность, л.с. |
160 |
300 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
8,36
12,0
2,9 |
9,0
12,6
3,12 |
Площадь крыла, м2 |
21,6 |
22,6 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная |
830
1185 |
1059
1588 |
Запас топлива, кг |
145 |
165 |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг |
355 |
529 |
Количество пассажиров, чел. |
1 |
3 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
посадочная |
169
64 |
215
89 |
Дальность полёта, км |
810 |
1070 |
Практический потолок, м |
3000 |
4000 |
Время набора высоты 1000 м, мин. |
7,8 |
5,3 |
Продолжительность полёта, ч |
4 |
6,9 |
Длина разбега, м
пробега, м |
130
110 |
153
131 |
Экипаж, чел. |
1 |
1 |
Литература
- Кондратьев В. Як-12 // Крылья Родины. - 1984. - №12. - С. 34-35.
- Сойко О. Крылатый джип: Пассажирский самолйт Як-12 // Моделист-конструктор. - 2005. - №1. - С. 22-27.
- Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. - Изд. 3-е, испр. - Т. 2. - М.: "Машиностроение", 1994. - С. 334-338.
|