Су-26

Спортивно-пилотажный самолёт начал разрабатываться по тактико-техническим требованиям сборной СССР по высшему пилотажу в ОКБ им. П.О.Сухого в 1983 году под руководством В.П.Кондратьева Общее руководство осуществлял М.П.Симонов. Самолёт предназначался для участия в чемпионатах мира, Европы и других крупных соревнованиях. При проектировании к работе широко привлекались студенты МАИ. Су-26 создан менее, чем за год. Лётчик-испытатель Е.И.Фролов впервые поднял самолёт в воздух 30 июня 1984 года. Через месяц спортсмены сборной уже приступили к тренировках на нём. В 1985 году был создан более технологичный Су-26М, который и был запущен в серийное производство. Су-26М экспонировался на 37 аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже.

Су-26 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Около 50% конструкции планёра выполнено из композиционных материалов. Фюзеляж имеет ферму, сваренную из стальных труб, и трёхслойную стеклопластиковую обшивку с пенопластовым заполнителем. Все панели обшивки съёмные. Крыло прямое, неразъёмное, двухлонжеронное, трапецевидное в плане. На Су-26 лонжероны коробчатые, отформованные из углепластика, поперечный силовой набор отсутствует. Обшивка крыла выполнена из стеклопластика. Крыло Су-26М имеет поперечный набор из 16 нервюр (бортовые из Д-16Т, концевые из углеорганопластика, остальные из фанеры и титана) и обшивку из стеклоткани (5 слоёв). Шасси трёхопорное, неубирающееся с управляемым хвостовым колесом. Основные стойки рессорного типа с упругими элементами из титана. Силовая установка состоит из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-14П с трёхлопастным воздушным винтом изменяемого шага В-530ТА-Д35. Возможна установка винта фирмы "Хоффман". Запас топлива размещён в 2 топливных баках по 82 л, размещённых в корневой части носков крыла. Возможно подвеска ПТБ на 100 л. Кабина пилота закрытая, имеет круговое остекление. Кресло пилота имеет спинку с наклоном 45°. В состав оборудования кабины входят высотомер, указатель скорости, часы, портативная радиостанция "Бриз". Электропитание осуществляется от портативного аккумулятора ёмкостью 3,5 А·ч.

Уже осенью 1984 года 2 Су-26 приняли участие в чемпионате мира в Венгрии. В 1985-1987 годах советские спортсмены завоевали на Су-26 в общей сложности 156 медалей, 59 из них - золотых. Кроме наших спортсменов самолёт использовали пилоты США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Испании, ЮАР и др.

Модификации самолёта:

  • Су-26 - базовый. Отличался крылом без поперечного набора нервюр со сплошным пенопластовым наполнением. Первый полёт 30 июня 1984 года.
  • Су-26М - модернизированный. Отличался крылом с традиционным набором нервюр.
  • Су-26М3 - модернизированный. Отличается составом оборудования.

Лётно-технические характеристики

Двигатель М-14П
Взлётная мощность, л.с. 360
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

7,80
6,83
2,89
Площадь крыла, м2 11,83
Максимальная взлётная масса, кг 835
Запас топлива, л 164
Скорость, км/ч

максимальная
взлётная
посадочная

450
120
115
Максимально допустимые перегрузки:

положительная
отрицательная

12
10
Перегоночная дальность полёта, км 800
Длина разбега, м

пробега, м

150
400
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Гордюков Н. Су-26М, небесный акробат // Моделист-конструктор. - 1987. - №11. - С. 13-16.
  2. Кондратьев В.П. Су-26 // Крылья Родины. - 1985. - №6. - С. 30-34.
  3. Кондратьев В.П. Новый советский спортивный самолёт Су-26 // Крылья Родины. - 1984. - №10. - С. 34-35.
  4. Спортивный самолёт Су-26 // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 40.
  5. Спортивный самолёт Су-26 // Вестник авиации и космонавтики. - 2000. - №4. - С. 58-59.
Спортивные | На главную