СМ-92

Разработка лёгкого многоцелевого самолёта СМ-92 началась в АО "Техноавиа" в 1992 году под руководством В.П.Кондратьева. Самолёт соответствует нормам и требованиям АП-23. Лётчик-испытатель В.П.Макагонов впервые поднял самолёт в воздух 29 декабря 1993 года. Серийное производство развёрнуто на Смоленском авиационном заводе в 1993 году.

СМ-92 предназначен для перевозки 6 пассажиров и 600 кг груза. Самолёт может использоваться для патрулирования лесных массивов, нефте- и газопроводов, аэрофотосъёмки, десантирования 7 парашютистов, перевозки больных и раненых. Предусмотрена установка поплавкового и лыжного шасси.

Самолёт построен по схеме подкосного высокоплана. У него однолонжеронное прямое крыло большого удинения. На задней кромке установлены элероны типа "Фрайз" с триммерами и однощелевые односекционные закрылки. Носок крыла представляет собой кессон-бак на 180 л бензина. Фюзеляж самолёта типа полумонокок. Салон самолёта отапливается забортным воздухом, нагреваемым выхлопнуми газами. Кабина экипажа имеет две двери, расположенные с обеих сторон фюзеляжа и оборудованные механизмом аварийного сброса. Вход в салон осуществляется через сдвижную дверь в левом борту (1100х1200 мм). Шасси трёхопорное, с хвостовой опорой. В качестве силовой установки используется 9-цилиндровый поршневой звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-14П. Воздушный винт MTV-3 - трёхлопастный с автоматически изменяемым шагом, разработан совместно с немецкой фирмой Мюльбауэр. Силовая установка отделена от кабины экипажа стальной противопожарной перегородкой. При необходимости самолёт может оборудоваться вторым постом управления.

В августе 1995 года на самолёте СМ-92 был совершён кругосветный перелёт из Москвы через Белоруссию, Польшу, Исландию, Гренландию, Канаду, Аляску, бухту Провидения, Магадан, Сибирь и Урал (всего около 30 тыс. км). Начались поставки самолёта на экспорт. Один самолёт приобрёл в личное пользование командир отряда самолётов, обслуживающих английскую королеву, другой - аэроклуб города Брюсселя.

Модификации самолёта:

  • СМ-92 "Финист" - базовая.
  • СМ-92П - патрульный для погранвойск. Вооружён блоками НАР и пулемётами ПКТ.
  • СМ-92Т "Турбо Финист" - с двигателем M-601Z.

Лётно-технические характеристики

Двигатель М-14П
Взлётная мощность, л.с. 360
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

14,6
9,13
Площадь крыла, м2 20,4
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

1500
2200
2300
Запас топлива, л 380
Максимальная коммерческая нагрузка, кг 600
Скорость, км/ч

крейсерская
максимальная

180-210
280
Практический потолок, м 3600
Дальность максимальная, км

без нагрузки
с 6 пассажирами

1500
1000
Длина разбега, м

пробега, м

250
200
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Лягушкин А. Незаменимый "Финист". // Самолёты мира. - 1997. - №3-4. - С. 36-41.
  2. Якубович Н.В. Побъёт ли "Техноавиа" маститых конкурентов? // Крылья Родины. - 1997. - №8. - С. 10-11.
АОН | На главную