Разработка лёгкого многоцелевого вертолёта SA-341 началась совместно фирмами "Сосьете Насьональ Индистрьэль Аэроспасьяль" и "Уэстленд" в соответствии с англо-французским соглашением 1967 года. Он является дальнейшим разитием SA-340 "Алуэтт II". От предшественника он отличается фенестроном вместо обычного рулевого винта (первый в мире). Несущий винт разрабатывался совместно с немецкой фирмой "Бельков". Первый прототип был изготовлен во Франции, затем в разобранном виде переправлен в Великобританию и собран на фирме "Уэстленд", став прототипом AH.Mk.I. Вервые он поднялся в воздух 28 апреля 1970 года. Затем были построены 4 предсерийных вертолёта SA-341, на одном из которых в мае 1971 года были установлены 3 мировых рекорда. Подготовка к серийному производству началась в 1969 году. Изготовление первой серии на фирме "Уэстленд" началась в 1971 году. Поставки начались в 1972 году. В том же году принят на вооружение британской армии. В 1973 году начались испытания модернизированного вертолёта SA-342. В 1976 году он был запущен в серийное производство. SA-341 выполнен по одновинтовой схеме с фенестроном. Несущий винт трёхлопастный с полужёстким креплением лопастей. Рулевой винт 13-лопастный диаметром 0,695 м. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. Основным силовым элементом фюзеляжа является платформа, состоящая из 2 продольных коробчатых лонжеронов и поперечных балок. В передней части платформа переходит в фонарь, в задней - в хвостовую балку, которая стыкуется со стреловидным вертикальным оперением, имеющим несимметричный профиль и канал для рулевого винта. На хвостовой балке установлен стабилизатор с аэродинамическими шайбами на концах. Шасси неубирающееся лыжное. Силовая установка состоит из турбовинтового двигателя Турбомека "Астазу IIIA", установленного за кабиной. Сопло двигателя снабжено дефлектором, уменьшающим тепловое излучение. Запас топлива размещён в 2 топливных баках. В перегоночном варианте может устанавливаться дополнительный бак на 200 л. В кабине установлены спереди 2 сиденья для экипажа, за ними - общий диван для 3 пассажиров. Доступ в кабину осуществляется через 2 боковые, открывающиеся наружу двери. За ними имеются дополнительные грузовые двери, открывающиеся во внутрь. За пассажирской кабиной имеется багажный отсек. Кабина оснащена системой вентиляции. Предусмотрена установка системы обогрева. В военном варианте кабина может оснащаться броневой защитой. В состав вооружения входили: НАР "Брандт" (2 контейнера), 2 управляемые ракеты AS.12 (AS.11), 4-6 ПТУР "Хот", 2 7,62-мм пулемёта AA52 или FN-MAG, 1 20-мм пушку GIAT М621. Серийное производство продолжалось до 1990 года. Всего изготовлено 1223 вертолёта всех модификаций. Широко использовался в армиях Франции и Великобритании. Поставлялся на экспорт в 41 страну: Австралию, Анголу, Бурунди, Габон, Гвинею, Израиль, Ирак, Ирландию, Испанию, Камерун, Канаду, Катар, Кипр, Китай, Кувейт, Ливан, Ливию, Марокко, ОАЭ, Руанду, Сенегал, Сирию, США, Чад, Эквадор. Выпускался по лицензии в Египте и Югославии (220 вертолётов). В России вертолёты, приобретённые на вторичной рынке, используются частными лицами. Модификации вертолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|