Боевой вертолёт Ми-28Н разработан на базе вертолёта Ми-28А. Он предназначен для груглосуточного боевого применения в любых метеоусловиях и является ответом на разработку американцами вертолёта AH-64D "Апач-Лонгбоу". Из-за нехватки средств генеральный констрктор М.В.Вайнберг принял решение прекратить разработку Ми-28А и все силы и финансовые возможности сосредоточить на разработке Ми-28Н. Работы возглавили заместители главного конструктора В.А.Щербина и В.А.Синельников. Было решено сохранить компоновку, системы защиты и вооружение Ми-28 и разработать только новое оборудование на перспективной элементной базе и редуктор. В начале 1993 года макетная комиссия утвердила эскизный проект и полноразмерный макет вертолёта. Изготовление первого прототипа (переоборудован Ми-28А №032) завершилось 16 августа 1996 года. 14 ноября лётчики-испытатели В.В.Юдин и С.В.Никулин совершили на нём первый полёт. 30 апреля 1997 года начались заводские испытания. Вскоре был построен второй прототип (переоборудован Ми-28А №024). Подготовка к серийному производству началась на Ростовском вертолётном заводе в 1998 году. Сборка первого серийного Ми-28Н началась в первом полугодии 1999 года. Первый полёт он совершил 27 декабря 2005 года. Государственные совместные испытания завершены в декабре 2008 года. Принят на вооружение 15 октября 2009 года. Конструкция, в целом, аналогична Ми-28. В силовой установке применены более мощные двигатели ТВ3-117ВМА и новый главный редуктор ВР-29. Мощности двигателей хватает для продолжения полёта при отказе одного из них. Предусмотрена установка ещё более форсированных двигателей ТВ3-117СБЗ и ВК-2500. В качестве вспомогательной силовой установки использован двигатель ТА-14 (на прототипах использовался АИ-9В). Несущий винт имеет цельнокомпозиционные лопасти и втулку с несмазывающимися шарнирами. Лропасти выдерживают прострел 30-мм снарядами. Для снижения шума установлен Х-образный рулевой винт. На лопостях винтов применены новые аэродинамические профили. В состав вооружения добавлена ракета класса "воздух-воздух" "Игла-В". На Ми-28Н применена единая вычислительная среда, в состав которой входят 3 центральных и несколько периферийных бортовых ЭВМ, совместимых с IBM PC для упрощения разработки программного обеспечения. В компьютер заложен банк данных о рельефе местности с высокой степенью разрешения. При этом на экран дисплея выводится трёхмерное изображение участка, на котором находится вертолёт. Для снижения утомляемости экипажа разработана новая компоновка кабины, выполненная с учётом последних достижений эргономики. Приборное оснащение кабины лётчика включает индикатор на лобовом стекле и нашлемный прицел для наведения пушки. Кабина штурмана имеет второе управление. Для подготовки экипажей в ЦНТУ "Динамика" разработан полномасштабный тренажёр. Для поиска, обнаружения и распознования целей разработана обзорно-прицельная станция с оптическим, телевизионным и лазерным каналами изображения. Антенна бортовой РЛС размещена над втулкой несущего винта, что позволяет производить поиск цели из-за укрытия. При этом по системе обмена данными информация о целях может передаваться на другие вертолёты и на наземные командные пункты. Предусмотрена возможность использования экипажем очков ночного видения. Первые 4 серийных Ми-28Н поступили в 344 ЦБПиПЛС в Торжке. В июне 2006 года два Ми-28Н принимали участие в белорусско-российских учениях "Щит Союза-2006". Первая вертолётная эскадрилья (16 вертолётов) сформирована в 2009-2010 годах в Будёновске. На Ми-28Н етает пилотажная группа "Беркуты". На начало 2014 года изготовлено 105 вертолётов. Поставляется на экспорт в Ирак (не менее 28 вертолётов). Модификации вертолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|